На развитие портовой сферы до 2020 года планируется направить 556,9 млрд рублей, из которых 147,5 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета, а оставшаяся часть – 409,4 млрд рублей – из внебюджетных источников. Об этом сообщил, выступая на заседании «Оптимизация логистики как путь к повышению эффективности» в рамках международной конференции ТРАНСТЕК-2016 в Петербурге руководитель отдела комплексных исследований департамента исследований железнодорожного транспорта Института естественных монополий (ИПЕМ) Павел Терешко. «За последние 5 лет в России наблюдается положительная динамика объемов перевалки грузов практически по всем бассейнам, – отметил он. – В основном, это произошло благодаря реализации целевой программы и проектов инвестиций в инфраструктуру морских портов, в том числе в развитие железнодорожной составляющей».
По данным П.Терешко, в период с 2013 по 2015 годы объем перевозок, выполненный ж/д транспортом в адрес морских портов России, достиг 289,4 млн тонн, показав положительную динамику. Для ж/д транспорта в структуре доставки грузов в морские порты составила 47%. «Это позволяет говорить о значимости ж/д в работе морских портов. Исходя из этого, можно утверждать, что те объемы перевалки , которые сейчас есть и планируются в морских портах, будут зависеть от того, насколько эффективно будет работать в том числе и ж/д транспорт».
«В настоящее время есть проекты по развитию ж/д инфраструктуры, они коррелируют с проблемами морских портов». В качестве примера П.Терешко привел программу развития и обновления ж/д инфраструктуры на походах к портам Северо-Запада. В рамках этой программы, которая рассчитана до 2020 года, планируется объем инвестиций в размере 255, 2 млрд рублей, из них 248,4 млрд рублей – собственные средства ОАО «РЖД», 6,8 млрд рублей – средства из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». В результате реализации этой программы прогнозируемый объем перевозок грузов к 2020 году должен составить 145,6 млн тонн. Прирост объемов перевозок грузов в сравнении с 2015 годом составит 17,6 млн тонн. Такие же программы разработаны и по другим портам России.
«Инфраструктурные ограничения на сети железных дорог в перспективе до 2020 года могут стать сдерживающим фактором роста объемов перевалки в портах, – добавил П.Терешко. – В ближайшие два года ОАО «РЖД» планирует инвестировать более 650 млн рублей на мероприятия, направленные на инфраструктурные ограничения».
Помимо проектов в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД», до 2018 года будет направлено около 150 млрд рублей на снятие инфраструктурных ограничений. Прирост провозной способности на подходах к портам к 2020 году должен составить более 130 млн тонн.