Европейская Счетная палата провела аудит 37 инвестиционных проектов в портах, реализованных при финансовой поддержке ЕС, и пришла к выводу, что инвестиции в портовую инфраструктуру в Евросоюзе осуществляются неэффективно.
Согласно отчету Европейской Счетной палаты, за период с 2000 по 2013 год финансирование из бюджета ЕС в инфраструктурные проекты в портах составило 6,8 млрд евро. Дополнительно к этому 10,1 млрд евро было выделено Европейским инвестиционным банком в качестве кредитов.
Из 37 проверенных проектов на момент аудита было завершено 30. При этом 19 из завершенных проектов были реализованы с отставанием от графика, из них по 12 отставание составило более 20% от планировавшегося срока реализации. По тем 7 проектам, которые еще не завершены (по линии ЕС в них вложено 524 млн евро), 6 реализуются с отставанием от графика.
194 млн евро, предоставленных из бюджета ЕС на реализацию 12 проектов, оказалось вложено в инфраструктуру, которая дублирует уже существующую инфраструктуру в соседних портах. Примерно половина этой суммы – 97 млн евро, вложенные в 9 проектов, – потрачено на строительство инфраструктуры, которая спустя три года после завершения строительства не используется, либо существенно недозагружена.
Кроме того, в процессе реализации портовые проекты, профинансированные ЕС, подорожали в сумме на 292 млн евро. А многие еще потребуют дополнительного финансирования, поскольку в них изначально не было заложено строительство жд и автомобильных подходов, без которого их нормальное функционирование невозможно.
В качестве одной из причин неэффективного распределения средств Счетная палата называет отсутствие у Еврокомиссии актуальной и достаточно подробной информации о существующих портовых мощностях, из текущей загрузке и реальной потребности в новых мощностях. Мониторинга портов в масштабах ЕС не проводится. В результате Еврокомиссия не в состоянии предложить план развития портов на территории всего Евросоюза. Таким образом, возникает ситуация, когда несколько распложенных рядом портов одновременно подают на финансирование развития одинаковых мощностей для перевалки контейнеров – и получают такое финансирование.
Счетная палата обратила внимание также на то, что предусмотренные стратегией ЕС инвестиции не соответствуют грузопотокам. Большинство грузов из стран, не входящих в ЕС, идут ЕС через порты рейнджа Гамбург – Гавр. При этом 90% предоставленной ЕС в 2000-2013 годах финансовой поддержки получили средиземноморские и польские порты.
В качестве примеров неэффективно потраченных инвестиций Европейская Счетная палата приводит контейнерный терминал в Таранто, который был запущен в 2002 году, а в 2015 году прекратил деятельность, и проект паромной линии Гдыня – Карлскруна, под которую были построены жд и автомобильные подходы в Гдыне и модернизированы жд пути в Карлскруне, однако предусмотренное проектом строительство паромного терминала в Гдыне было отложено сначала до 2016, а потом до 2018 года.
При этом Кильский канал, который, по оценке Счетной палаты, срочно нуждается в модернизации инфраструктуры как со стороны Балтийского, так и со стороны Северного моря, в 2015 году не получил финансирования ЕС на строительство пятой камеры шлюза в Брунсбюттеле.
Рекомендации Европейской Счетной палаты включают проведение мониторинга основных портовых мощностей с учетом долгосрочных планов стран-членов ЕС и разработку плана развития портов, основных морских путей и каналов в масштабах всего Евросоюза.