Около года назад в России начались продажи Haval – премиум- бренда китайского автопроизводителя Great Wall. Доставка осуществляется двумя путями – морским и по железной дороге. О морской логистике в интервью SeaNews рассказал Дмитрий Востриков, генеральный директор ООО «Валлениус Вилхелмсен Лоджистикс».
Дмитрий, тестовая отправка Haval в Петербург состоялась в 2015, а когда начались регулярные перевозки?
Мы выиграли тендер на комплексную логистику в ноябре 2015 года. До этого, в октябре прошлого года в Петербург была доставлена первая пробная партия, состоящая из 36 автомобилей Haval, обрабатывалась она на терминале BLG. Это была первая партия данной марки, доставленная ро-ро в Россию – и вообще в Европу. В дальнейшем, поскольку с китайскими партнерами обсуждалось альтернативное логистическое решение через терминал в Котке, следующие партии были отправлены уже через Котку.
Почему была выбрана Котка? Ключевым стали стоимость судозахода/величина портовых сборов и время обработки/качество сервиса, с учетом того, что терминал собственный, или другие факторы? И насколько эти преимущества они компенсируют риски и неудобства дальнейшего плеча автотранспортом до Москвы?
Существенным преимуществом Котки является наличие таможенного склада. Режим таможенного склада позволяет осуществлять хранение без уплаты таможенных пошлин без каких-либо временных ограничений. При доставке в Россию напрямую машины необходимо растаможить в течение 60 дней, максимум, если удалось получить у таможни отсрочку, – в течение 120 дней. В России организовать таможенный склад – это катастрофически дорогое мероприятие, таких складов у нас всего четыре или пять, и все это акцизные склады. Хранение автомобилей на таможенном складе в Котке существенно снижает риск замораживания денег, уплаченных в качестве таможенных сборов, на тот период, пока автомобиль еще не продан. Машины можно доставлять в Россию по мере необходимости – дилер заказывает у дистрибутора необходимую партию автомобилей, при этом дистрибутор не несет лишних затрат.
Дополнительное преимущество заключается в том, что переход права собственности на автомобили от иностранного поставщика автомобилей к российскому юр.лицу может происходить в Котке.
С точки зрения стоимости хранения Котка всегда была дешевой, и даже с учетом роста курса евро хранение в Котке остается недорогим, дешевле, чем на терминалах Петербурга. Если говорить о портовых сборах, судовые сборы в Финляндии выше, но фрахт в Котку дешевле, чем в Петербург. В итоге стоимость доставки автомобилей получается примерно одинаковая. Что касается качества сервиса, в прошлом году терминалу исполнилось 10 лет, за эти годы через него прошло более миллиона автомобилей, и ни один клиент ни разу не пожалел, что выбрал в качестве оператора WWL. Качество обслуживания не зависит от количества автомобилей, никаких сложностей с документальным оформлением для автоперевозчиков не возникает, тем более при нынешних сравнительно небольших объемах.
Стоимость автоперевозки в Москву из Котки выходит несколько дороже, чем из Петербурга. Но за счет более низкой стоимости обработки и хранения в порту, с учетом всех составляющих – фрахт, терминал, хранение, перевозка – доставка автомобилей через Котку до Москвы сопоставима по стоимости, а при длительном хранении даже существенно дешевле, чем через Петербург. Перевалка и хранение на терминалах в Петербурге в среднем дороже, чем в Котке.
Траки из Котки используются финские или российские?
Для доставки используются российские автовозы – у нас есть несколько компаний-партнеров, с которыми мы работаем. Таможенное оформление осуществляется в Москве или в Петербурге.
Таможенное оформление тоже вы обеспечиваете?
Таможенное оформление делает сторонняя компания – лицензированный таможенный брокер.
Каковы объемы поставок?
На сегодня мы доставили более 600 автомобилей.
Сейчас в Туле строится завод, который будет выпускать автомобили Haval. Завод построят – этот грузопоток прекратится?
Сейчас мы активно общаемся с китайскими коллегами по этому проекту – организация завода требует доставки оборудования, в основном оно будет поставляться из Китая, и мы хотим оказать помощь по доставке этих грузов морским транспортом.
До того времени, как будет запущен завод – ориентировочно, это должно произойти в 2018 году, Haval будет поставлять в Россию готовую продукцию. Когда завод заработает, все объемы или бОльшая их часть будет идти уже оттуда. Для нас это плохая новость. Но мы надеемся, что за время сотрудничества с компанией ООО «Хавейл Мотор Рус» мы укрепим свои позиции как комплексный логистический провайдер и по наземной доставке. Поэтому, когда автомобили Haval начнут производить на заводе в Тульской области, мы рассчитываем остаться одним из логистических провайдеров для нашего заказчика.