«Некоммерческое партнерство защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта» (НП ГЖТ) выражает обеспокоенность возможными последствиями мер, содержащихся в предложенном для общественного обсуждения проекта Приказа ФАС России «Об утверждении методических указаний по вопросу установления тарифов на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, услуги буксиров в морских портах Российской Федерации».
В последние годы в портовом секторе, являющимся важным звеном в обеспечении транспортировки внешнеторговых грузопотоков, сохраняется устойчивая тенденция роста объемов перевалки. С момента отмены государственного регулирования цен благодаря частным инвестициям, в том числе со стороны компаний-экспортеров, в короткие сроки удалось устранить самые узкие места в развитие портовой инфраструктуры и обеспечить спрос в перевозках на экспорт. Несмотря на текущий экономический кризис и введение санкций, российские производители продолжают наращивать объемы экспорта и сохраняют свои инвестиционные программы в отношении портовой инфраструктуры.
За время работы в НП ГЖТ не поступало ни одного обращения от грузовладельцев с жалобой на неправомерно завышенные тарифы стивидорных компаний. В то же время, по оценке НП ГЖТ, введение государственного регулирования на услуги стивидорных компаний и административное регулирование рентабельности стивидорной деятельности приведет к спаду частных инвестиций в развитие портовой инфраструктуры. В перспективе в условиях роста спроса на перевалку ряда экспортных грузов следствием остановки в развитии отрасли станет дефицит мощностей и сокращение согласования заявок на перевозки в направлении портов, что повлечет за собой экономические риски, включая падение доходов компаний-экспортеров и сокращение налоговых поступлений в бюджет.
НП ГЖТ также отмечает, что в связи с обычаями делового оборота и номинированием составляющих транспортного тарифа в иных валютах, номинирование тарифов на услуги по погрузке-выгрузке и хранению в портах исключительно в рублях может усложнить работу всех участников процесса — судоходных компаний, стивидоров, экспедиторов, владельцев грузов.
По мнению Партнерства, ФАС России обладает достаточной компетенцией в области отслеживания роста цен на услуги в портах и оценки обоснованности такого роста, что является необходимым и достаточным механизмом государственного регулирования в данном сегменте.