Завтра Государственная Дума рассматривает законопроект О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и статьи 17 и 19 Федерального закона “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (О линейном судоходстве). Законопроект рекомендован к принятию во втором чтении.
Три региональные ассоциации морских агентов – Санкт-Петербурга, Калининграда и Южного региона – направили в адрес председателя Госдумы Сергея Нарышкина и председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко телеграммы с просьбой отклонить законопроект во втором чтении и отправить его на доработку. По оценке бизнеса, в предлагаемом законе много недоработок и противоречий. Серьезные возражения у морских линейных перевозчиков вызывают основание для снятия линейности и положение о возврате денег. Вместо стимулирования коммерческой активности линий путем предоставления скидок законопроект вводит новые запреты и ограничения для линейных операторов.
В Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга попробовали спрогнозировать, что произойдет в случае, если законопроект будет принят в существующем виде:
1. Над всеми линиями будет висеть угроза – если хотя бы одно судно линии будет выбиваться из расписания, то линия должна будет возместить (доплатить) полученные линейные скидки по всем судозаходам линии, а это может быть и 4, и 6 судов в расписании. Сумма доплаты в этом случае за шесть месяцев будет значительна.
2. Стоимость перевозки контейнера учитывает стоимость судозахода в конкретный порт, в том числе учитывается линейная скидка. Доплату за полученные скидки (за 6 месяцев в случае снятия линейности) будет вынужден делать линейный оператор, т.к. груз давно перевезен, и оплата с клиента получена (с учетом линейности).
4. Многие линейные операторы могут вообще отказаться от оформления линейности, чтобы не рисковать и не платить из своего кармана.
5. Может повыситься стоимость судозаходов в порты РФ.
6. Могут повыситься тарифы за перевозку, а значит, повысится цена товара для конечных потребителей.
В целом, в случае принятия законопроекта будет создан негативный прецедент для морского бизнеса – ретроспективное возмещение полученных скидок, а административная бюрократическая надстройка над морскими линейными перевозками продолжит расти, считают в Ассоциации.