На сайте правительства РФ опубликовано распоряжение от 26 марта 2016 года №505-р «О внесении изменений в Федеральный закон “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и некоторые законодательные акты Российской Федерации». Изменения предлагается внести в Федеральный закон №261-ФЗ, Водный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Устав железнодорожного транспорта и другие законодательные акты.
Проектом федерального закона уточняются понятия объектов инфраструктуры морского порта, вводится понятие территории морского порта, прописывается порядок создания морского порта, предусматривается положение об установлении и изменении границ территории морского порта, определяется орган, осуществляющий государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в порту, вводится новый портовый сбор – аварийно-спасательный.
В части взаимоотношений операторов терминалов и клиентов законопроектом определено, что оператор морского терминала не должен навязывать заказчику условий договора перевалки груза, заведомо невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также необоснованно отказываться или уклоняться от заключения договора перевалки груза при наличии возможности оказания таких услуг. При этом оператор должен размещать в публичном доступе сведения об условиях заключения договора перевалки грузов, в том числе о дополнительных работах и услугах, о тарифах и правилах их формирования. Кроме того, описаны правоотношения между операторами терминалов и перевозчиками, в том числе подробно прописано регулирование отношений между портом и железной дорогой.
Установлено, что земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Определены условия, при которых земельные участки в порту могут находиться в собственности российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
В части аренды государственной собственности в порту установлено, что срок аренды, если речь не идет о буксирах, ледоколах и иных судах портового флота, составляет 49 лет, если более короткий срок не будет заявлен арендатором. Более короткий срок может быть заявлен арендодателем в случае, если по объектам инфраструктуры планируется проведение реконструкции в соответствии с документами стратегического планирования РФ. Если обязанности по проведению реконструкции возложены на арендатора, минимальный срок аренды не может быть менее 30 лет, в случае капитального ремонта – 15 лет. Уточнения касаются также размера арендной платы.
Отдельно прописана ответственность федерального органа в области рыболовства в отношении федерального имущества морских терминалов, предназначенных для обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и некоторые законодательные акты Российской Федерации» подготовлен Минтрансом.
Документ был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 24 марта 2016 года. Как прокомментировал законопроект на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, «С 2007 года у нас действует соответствующий закон, по которому работают и развиваются морские порты. Но сейчас накопилось немало сложных вопросов, которые находятся на стыке разных сфер деятельности. Поправки в законодательство направлены на обеспечение безопасности мореплавания именно в самих портах, регулирование земельных и имущественных отношений, совершенствование оказания различных услуг».
Ранее законопроект был рассмотрен и одобрен 21 марта 2016 года на заседании Комиссии Правительства по законопроектной деятельности.
Согласно информации Государственной думы, законопроект был зарегистрирован и направлен председателю Думы 28 марта.
С полным текстом законопроекта и пояснительной запиской можно ознакомиться в приложении ниже.