Новый начальник Балтийской таможни Сергей Сенько рассказал SeaNews о том, как сказались на товарообороте новые и старые санкции, как идет внедрение новых технологий, какие эксперименты проводятся в таможне и каких изменений могут ждать в ближайшее время участники рынка.
Сергей Борисович, как, по Вашей оценке, скажется на деятельности таможенных органов передача Таможенной службы в ведение министерства финансов? Какие будут изменения для рынка и для самой таможни?
Данные мероприятия проводятся с целью оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 15.01.2016 №12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» Правительству Российской Федерации поручено в 3-х месячный срок провести и обеспечить решение организационных, финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с данными изменениями.
На сегодняшний день работаем в обычном режиме.
Каковы итоги 2015 года? С момента ввода санкций прошло почти полтора года – как изменились грузопотоки в регионе деятельности Балтийской таможни по направлениям, номенклатуре, странам, объемам, в денежном выражении?
Подводя итоги года, можно говорить о несущественных изменениях по номенклатуре и странам экспорта-импорта.
В 2015 году импортировались товары из 171 страны мира. Основные страны-контрагенты по объемам ввозимых товаров – это традиционно Китайская Народная Республика (15%), Эквадор (13%), Германия (6%), Бразилия (5%). В 2014 году товары импортировались из 173 стран мира, в 2013 – из 168 стран. Основные страны-импортеры в 2014 году: Китай (17%), Эквадор (9%), Германия (7%), Бразилия (5%).
В 2015 году в товарной структуре импорта ("номенклатуре") по взысканным платежам первые позиции занимают фрукты, мясо и мясопродукты и полимерные материалы. В товарной структуре импорта в 2014 году основные позиции занимали оборудование, электрические машины, полимерные материалы, фрукты, средства наземного транспорта, мясо и мясопродукты.
В 2015 году экспорт товаров осуществлялся в 143 страны мира (2014 – 147 стран). Основными странами-контрагентами по объемам вывозимых товаров являлись – Турция (2015 – 34%, 2014 – 29%), Испания (2015 – 14%, 2014 – 21%), Германия (2015 – 6%, 2014 – 7%), Китай (2015 – 4%). В товарной структуре экспорта по взысканным платежам преобладают черные металлы, алюминий и древесина. В товарной структуре экспорта в 2014 году также преобладают черные металлы, алюминий и древесина.
Несмотря на снижение грузооборота в 2015 году взыскано и перечислено в доход Федерального бюджета таможенных пошлин и налогов на сумму 340 миллиардов рублей, что на 3 млрд больше, чем годом ранее, что составляет более 65% от доли перечислений таможен Северо-Западного региона.
Внешнеторговый оборот сократился на 31% и составил более 29 млрд долларов США (2014 год – 42 млрд долларов США). Объем экспорта снизился на 22% и составил 4 млрд долларов США, импорта – на 32% и составил 25 млрд долларов США (2014 год – экспорт 5 млрд долларов США, импорт – 37 млрд долларов США). Грузооборот сократился на 23% (2015 – 13 млн тонн, 2014 – 17 млн тонн), по экспорту произошло снижение на 7% (2015 – 3 млн тонн, 2014 – 4 млн тонн), по импорту на 28% (2015 – 9 млн тонн, 2014 – 13 млн тонн).
Общее количество деклараций на товары сократилось на 27% и составило порядка 290 тысяч.
Новые санкции против Турции – какие грузы и объемы потерял с 1 января Петербургский порт? Возникали ли какие-то проблемы с теми подсанкционными грузами, которые ввезти до 1 января успели, а растаможить – нет? Какой сейчас объем физического досмотра турецких товаров?
28 ноября 2015 года был подписан Указ «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики». Данный документ предписывает запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации (кроме товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном правом Евразийского экономического союза). Настоящий Указ вступил в силу со дня его официального опубликования.
Если посмотреть по 2014 и 2015 году, в регионе деятельности Балтийской таможни из Турецкой Республики импортировалось не более 1% от общего объема ввозимых товаров. Таким образом, данный запрет несущественно отразился на деятельности таможни.
В прошлом году таможенные посты Парголовский, Пушкинский и Янинский были переподчинены Санкт-Петербургской таможне. Пушкинский и Янинский действуют на терминалах, которые предполагалось использовать в качестве «сухих портов». Означает ли переподчинение этих таможенных постов, что их невозможно использовать по схеме «сухих портов» с применением режима ВТТ? Проводились ли консультации с бизнесом, прежде чем принять такое решение?
В 2015 году была проведена оптимизация структуры Балтийской таможни, которая продолжается и сейчас. В 2015 году штатная численность таможни сократилась на 174 единицы. В 2016 году также ожидается сокращение ряда штатных единиц.
С 10 сентября 2015 года начал функционировать новый таможенный пост Бронка, а с 1 октября 2015 года три таможенных поста – Парголовский, Пушкинский и Янинский – переподчинены Санкт-Петербургской таможне.
С 10 февраля 2016 года Центральный таможенный пост реорганизуется в Шкиперский и изменяет свое местоположение (перемещается на территорию АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад»).
На сегодняшний день нет ограничений по перемещению товаров по процедуре таможенного транзита из региона деятельности Балтийской таможни на Парголовский, Пушкинский и Янинский таможенные посты Санкт-Петербургской таможни, что позволяет участникам внешнеэкономической деятельности выбирать наиболее оптимальные логистические схемы перемещения и оформления товаров.
Каковы итоги эксперимента по оформлению судов загранплавания без участия Центрального таможенного поста на Турухтанном таможенном посту, будет ли эта технология распространяться на другие посты?
В связи с реорганизацией Центрального таможенного поста в Шкиперский с 10 февраля 2016 года совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза этими судами, начнут осуществлять все таможенные посты, входящие в состав Балтийской таможни.
С 15 июня 2015 года данная технология в рамках эксперимента была успешно протестирована на Турухтанном таможенном посту. С 15 июня 2015 года должностными лицами Турухтанного таможенного поста осуществлено документальное оформление 395 судов (1789 тыс. тонн груза) на приход и 469 судов (5247 тыс. тонн груза) на отход, в том числе оформлено 26 судов с непосредственным проведением таможенного контроля на борту судна с участием в комиссии.
Также, в связи с данной реорганизацией с 10 февраля 2016 года все таможенные посты Балтийской таможни начнут осуществлять ряд функций, которые ранее совершали только должностные лица Центрального таможенного поста:
- Совершение таможенных операций в отношении припасов;
- Рассмотрение в установленном порядке заявлений на осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности в зонах таможенного контроля, расположенных в регионе деятельности постов таможни. Также данные заявления будет рассматривать отдел таможенных процедур и таможенного контроля Балтийской таможни.
Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации будут осуществлять должностные лица отдела контроля за таможенным транзитом Балтийской таможни.
Предварительное информирование, предварительное декларирование, другие прогрессивные технологии – как идет их внедрение, какие новации планируются в будущем?
В 2015 году была внедрена технология автоматической регистрации деклараций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.
В Балтийской таможне по данной технологии зарегистрировано 274 декларации на товары, что на сегодняшний день является недостаточным.
В 2015 году при декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в рамках перехода на безбумажные технологии в 66 таможенных органах начат эксперимент по совершению таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме. В пилотную зону эксперимента включены 2 таможенных поста Балтийской таможни – Гавань и Турухтанный. В 2015 году в рамках эксперимента таможенными постами таможни выпущены 135 транзитных деклараций в электронной форме.
Все эти технологии помогают сократить сроки совершения таможенных операций, и как следствие сократить издержки бизнеса и конечного потребителя.
Портал «Морской порт» – есть ли информация, когда эту систему планируется вводить в Петербурге?
ФТС России поддержала предложение Балтийской таможни, и внедрение КПС «Портал Морской порт» запланировано на 1 полугодие 2016 года на таможенном посту Бронка Балтийской таможни.
Достаточно давно обсуждаются предложения по передаче таможне в полном объеме полномочий по проведению ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска – в каком состоянии эта идея, известно ли, когда начнется обкатка технологии на практике в морских пунктах пропуска, в каком порту?
Внедрение КПС «Портал Морской порт» основан на принципе «единого окна». Единая информационная платформа объединяет стивидоров, морских перевозчиков и контролирующие органы морского пункта пропуска, версия интегрирована с информационными системами Пограничной службы ФСБ России, Россельхознадзором и Роспотребнадзором, что в перспективе позволит ускорить процесс принятия решения и значительно сократить время совершения операций с товарами в морском пункте пропуска.