Сегодня в Санкт-Петербурге министр транспорта РФ Максим Соколов и полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин провели совещание по вопросу пригородных железнодорожных перевозок в округе.
В совещании приняли участие губернатор Санкт-Петерурга Георгий Полтавченко, заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Тамара Стебунова, вице-президент ОАО "РЖД" Михаил Акулов. В режиме видеосвязи участвовали губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, губернатор Калининградской области Николай Цуканов, заместитель губернатора Новгородской области Юрий Маланин и заместитель губернатора Псковской области Александр Кузнецов.
Открывая совещание, М. Соколов напомнил, что в целях недопущения ухудшения транспортного обслуживания населения, сохранения пригородных пассажирских железнодорожных перевозок и стабильной безубыточной работы компаний-перевозчиков Правительством РФ в 2015 году принят ряд мер. Это установление льготного исключительного тарифа в виде коэффициента к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры, оказываемые ОАО «РЖД» при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, в размере 0,01 и погашение задолженности по оплате услуг инфраструктуры пригородным пассажирским компаниям за период 2011-2014 годов ежегодно по 100 млн. рублей в 2015 и 2016 годах; выделение субсидий ОАО «РЖД» на полную компенсацию потерь в доходах от установления исключительного тарифа в виде коэффициента к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры в пригородном сообщении в размере 33,8 млрд. рублей; установление ставки НДС 0 процентов по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Помимо этого, для повышения эффективности государственного регулирования решено закрепить за ФСТ России функции по разработке методических рекомендаций по определению ставок платы за услуги ОАО «РЖД», оказываемые пригородным пассажирским компаниям; урегулирование споров между пригородными пассажирскими компаниями и регионами; мониторинг решений регионов по установлению экономически обоснованного тарифа и тарифа для населения на период регулирования.
По мнению министра, передача дополнительных функций на федеральный уровень позволит обеспечить полный контроль как за решениями органов исполнительной власти субъектов РФ в части установления экономически обоснованного уровня тарифов, так и за оценкой обоснованности расходов пригородных пассажирских компаний и ОАО «РЖД».
Вместе с тем, отметил М. Соколов, основной причиной убыточности пригородных перевозчиков остается неполная компенсация выпадающих доходов со стороны регионов, возникающих в результате установления тарифов на перевозки ниже экономически обоснованного уровня. Так, в региональных бюджетах Северо-Западного федерального округа на 2014 год были предусмотрены субсидии на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в объеме 609,2 млн. рублей. Сумма некомпенсированных потерь составила 751,9 млн. рублей. Среди наиболее проблемных регионов Министр назвал Псковскую, Вологодскую, Архангельскую и Калининградскую области.
В 2015 году прогнозные потери в доходах переводчиков в СЗФО составят порядка 1059,9 млн. рублей, бюджетами регионов в настоящее время предусмотрено финансирование в размере 514,4 млн. рублей. Кроме того, не заключены договоры на организацию транспортного обслуживания населения на территории Вологодской и Псковской областей. По Вологодской области ожидаемые потери в доходах перевозчиков составляют 89,6 млн. рублей, в областном бюджете финансирование не предусмотрено. По Псковской области потери в доходах ожидаются на уровне 165,6 млн. рублей, субсидии предусмотрены в размере 60 млн. рублей или 36,2% потребного финансирования.
Остается нерешенным вопрос погашения регионами задолженностей перед перевозчиками пассажиров в пригородном сообщении за прошедшие годы. Соответствующие соглашения подписаны 15 субъектами РФ, в том числе из Северо-Западного федерального округа только Республикой Карелия.
М. Соколов сообщил, что в настоящее время Правительственной комиссией по транспорту проводится работа по предоставлению региональным бюджетам в 2015 году иных межбюджетных трансфертов на достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства в увязке в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 марта 2015 г. № 193 с выполнением регионами своих обязательств перед пригородными компаниями. При анализе осуществления регионами полномочий по организации транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении, учитываются следующие критерии: наличие подписанного Договора на транспортное обслуживание в пригородном железнодорожном сообщении с пригородной пассажирской компанией на 2015 год.; принятие регионом решения о компенсации в 2015 году потерь в доходах пригородных пассажирских компаний от государственного регулирования тарифов на проезд пассажиров пассажирским железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в полном объеме; урегулирование споров с пригородными пассажирскими компаниями по вопросу задолженности за предыдущие периоды.
Из 10 регионов СЗФО 5 субъектов рассмотрены на Правительственной комиссии. М. Соколов отметил, что Республика Карелия, Санкт-Петербург и Ленинградская область полностью выполнили условия предоставления им в 2015 году иных межбюджетных трансфертов. Мурманской областью и Республикой Коми условия предоставления трансфертов исполнены, урегулирование задолженности, возникшей в результате неполной компенсации потерь в доходах перевозчиков от государственного регулирования тарифов, планируется осуществить в судебном порядке.
По Новгородской области не решен вопрос по согласованию и финансированию межсубъектных перевозок ОАО «Московско-Тверская ППК». По Архангельской области для получения межбюджетных трансфертов региону необходимо заключить с ОАО «Северная ППК» договор на транспортное обслуживание на весь 2015 год, принять РЭКом Архангельской области расчетов перевозчика в части выпадающих доходов на 2015 год и компенсировать выпадающие доходы перевозчику в текущем году в полном объеме.
Руководители регионов рассказали о работе по заключению договоров на транспортное обслуживание в пригородном железнодорожном сообщении населения в 2015 г., а также по выполнению обязательств перед пригородными пассажирскими компаниями по компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в текущем году и за прошедшие периоды.