Как сообщили SeaNews в пресс-службе Минтранса, 12 марта заместитель Министра транспорта РФ Виктор Олерский принял участие в пленарном заседании «Государственная стратегия развития транспортно-логистической инфраструктуры Арктики», состоявшемся в рамках международной конференции «Транспорт и логистика в Арктике – 2015». В заседании также принял участие председатель Комитета по транспорту Государственной Думы РФ Евгений Москвичев.
Модератор заседания – первый вице-президент Международной академии транспорта Виктор Досенко озвучил приветствие Министра транспорта РФ Максима Соколова участникам конференции. В нем отмечена важность устойчивого функционирования и развития Северного морского пути. «Необходим комплексный проект современного конкурентного развития Северного морского пути. Он должен работать не только как эффективный транзитный маршрут, но и стимулировать деловую активность на российском тихоокеанском побережье и освоение арктических территорий. Очевидно, что судоходство в акватории Северного морского пути в целях транзита между Западом и Востоком, а также транспортировки природных ресурсов, добываемых на шельфе и территориях российской Арктики, будет только возрастать», — говориться в приветствии.
В. Олерский выступил с докладом на тему комплексного развития Северного морского пути. В своем выступлении он отметил, что вопросы судоходства в акватории Северного морского пути регулируются рядом международных конвенций, среди которых Конвенция ООН по морскому праву, конвенция по предотвращения загрязнения моря с судов, конвенция по охране человеческой жизни на море. По словам замминистра, в настоящее время идет активная работа над Полярным кодексом Международной морской организации. Кодекс должен быть принят в 2017 году, он станет основным документом, регулирующим судоходство в арктических водах.
На международном уровне регулирование в акватории Северного морского пути осуществляется в рамках документов, принимаемых странами, входящими в Арктический совет: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Российская Федерация, США, Финляндия и Швеция. В 2011 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, в 2013 году – Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике. Данными Соглашениями государства Арктического совета берут на себя ответственность за взаимодействие по совместной борьбе с нефтеразливами в акватории Арктики.
В. Олерский отметил, что к настоящему времени на национальном уровне приняты основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы судоходства в акватории Северного морского пути. Среди них замминистра выделил вступивший в силу в 2013 году Федеральный закон № 132ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», в соответствии с которым была создана Администрация Северного морского пути. Также в соответствии с законом утверждены правила плавания в акватории Севморпути, определен размер платы за ледокольную проводку, утверждены Правила применения тарифов на ледокольную проводку в акватории Севморпути. По словам замминистра, в результате указанного регулирования установлена система выдачи разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, основанная на соблюдении судовладельцем требований, связанных с безопасным плаванием. «Со стороны Администрации обеспечивается ежедневный контроль за местоположением судов, а также предоставляется информация о ледовой, навигационной и гидрометеорологической обстановке на пути следования», — подчеркнул В. Олерский.
Замминистра напомнил, что Минтрансом России значительно упрощена процедура получения разрешения на плавание судов в акватории Северного морского пути как для российских, так и для иностранных судовладельцев. «Раньше, чтобы получить разрешение на плавание необходимо было подать заявку минимум за 4 месяца до ожидаемой даты вхождения в акваторию Севморпути, теперь этот временной промежуток ограничен 10 сутками», — уточнил В. Олерский. Он также добавил, что с 2013 года заявка на получение такого разрешения может быть подана в электронном виде на официальном сайте Администрации Северного морского пути, здесь же размещаются сами разрешения на плавание. «Основными причинами отказов в получении такого разрешения являются техническая неготовность, несоответствие ледового класса судна, неготовность экипажа к плаванию по Севморпути», — добавил замминистра.
Создана понятная для судовладельцев система регулирования плавания судов в акватории Севморпути, подтвердившая свою эффективность по итогам правоприменительной практики. По словам В. Олерского, во исполнение поручения Президента РФ Минтрансом подготовлен комплексный проект развития Северного морского пути, который в настоящее время находится на рассмотрении заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. При подготовке указанного проекта Минтранс исходил из того, что прогнозируемый грузопоток в акватории Севморпути к 2020 году составит 65 млн. тонн. По мнению замминистра, наиболее перспективными для перевозок в акватории Севморпути являются грузопотоки, формируемые в местах добычи углеводородного сырья на арктическом побережье континентального шельфа РФ, а также на территориях РФ, примыкающих к акватории Севморпути.
«Основной задачей должно стать создание инфраструктуры, обеспечивающей надежность таких перевозок и безопасность мореплавания», — сказал В. Олерский. — Для этого в Комплексном проекте развития Севморпути предусмотрено выполнение большого спектра гидрографических работ, таких как промеры глубин по маршрутам транспортировки грузов». Кроме того, Проектом предусмотрены мероприятия по совершенствованию навигационно-гидрографического обеспечения, оснащению морских путей более совершенными средствами радионавигационного оборудования, строительству и модернизации гидрографических и лоцмейстерских судов, повышению аварийно-спасательной готовности в акватории Севморпути. За последние годы построено порядка 30 единиц аварийно-спасательного флота, в том числе высокого ледового класса, которые должны использоваться в акватории Севморпути. Идет строительство 4 дизельных ледоколов, которые также могут быть использованы в акватории Севморпути. Помимо этого в Проекте заложено строительство и реконструкция объектов инфраструктуры морских портов, расположенных в акватории Севморпути.
Замминистра выразил уверенность, что перечисленные мероприятия позволят обеспечить надежность перевозок в акватории Севморпути как транзитных грузов, так и грузопотоков с мест добычи полезных ископаемых, расположенных на Арктическом побережье и континентальном шельфе РФ.
В. Олерский также сообщил, что Минтрансом России по поручению Президента РФ подготовлен законопроект, предусматривающий закрепление грузовой базы, в первую очередь, российского газа и российской нефти, добываемой на шельфе, за российским флагом. Он попросил депутатов Госдумы РФ поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении в текущем году.