11 октября в газете “Известия” была опубликована статья “Разливанное горе”, в которой речь шла об экологических проблемах, вызванных участившимися разливами нефтепродуктов в порту Санкт-Петербурга. В качестве основной причины, грозящей городу экологической катастрофой, автор называет интенсивный рост числа и масштабов деятельности “серых” бункеровочных компаний. Проблема, поднятая в “Известиях” очень актуальна. Ситуация в порту сложная и усугубляется с каждым днем. Опасность заключается еще и в том, что в настоящее время созданы объективные предпосылки для процветания “серых” бункеровщиков, которые осуществляют перевалку топлива вне стационарных мощностей, предназначенных для этой цели. Заправка судов топливом (бункеровка) – важнейшая составляющая сервиса в любом порту мира. Это очень сложный вид бизнеса, совокупность многих технологических операций: прием нефтепродуктов по железной дороге, перегрузка их в резервуары нефтепродуктохранилищ, смешение (блендирование), погрузка готового продукта на танкер-бункеровщик, его транспортировка до конечного потребителя и заправка судна-покупателя. Каждая из этих фаз потенциально опасна, поскольку бункеровка проводится на воде, при различных погодных условиях, в условиях интенсивного движения судов и т.д. Однако следует понимать, что все описанные приемы стандартны, они постоянно применяются во всех без исключения портах, причем интенсивность производственной деятельности, например, в морских и речных акваториях Западной Европы гораздо выше, чем в Петербурге. В то же время, разливов происходит гораздо меньше, а их последствия быстро нейтрализуются. При этом российские нормы безопасности являются гораздо более жесткими, чем западные. Из всего вышесказанного следует один вывод – операции с нефтепродуктами на воде могут и должным быть безопасными для человека и окружающей среды, вопрос заключается только в надлежащем контроле за соблюдением соответствующих норм и правил. Перегрузка нефтепродуктов с берега на воду безопасно может быть выполнена только там, где есть стационарные хранилища нефтепродуктов. В порту Санкт-Петербурга – это Петербургский Нефтяной Терминал и нефтехранилища, расположенные на Канонерском и Балтийском заводах. До февраля 2002 года бункеровка была строго лицензируемым видом деятельности, что давала возможность соответствующим государственным структурам успешно контролировать деятельность участников рынка. Однако, с февраля текущего года лицензирование было отменено и именно тогда в порту появились “серые” бункеровщики. Это компании-однодневки, которые не имеют необходимого опыта. Они арендуют суда и причалы на короткое время, не затрудняя себя организацией процедур безопасности и соответствующими расходами. Именно они организуют перевалку с автомобилей на танкеры на десятках не предназначенных для этой цели, не сертифицированных причалах, которые иногда не обеспечиваются даже должной охраной (В этом году были случаи, когда в качестве причины разлива назывались преступные действия неизвестных лиц). В таких условиях практически неизбежно возникают чрезвычайные ситуации. “Серым” бункеровщикам ничто не мешает быстро самоликвидироваться и исчезнуть, оставив заботу о последствиях аварий на плечах портовых служб и государства. С сентября этого года правительство (Постановление № 637 от 28.08.02) ввело в действие новое положение лицензировании деятельности по реализации нефти и нефтепродуктов, в котором среди прочих способов, после АЗС и топливозаправочных пунктов для авиационной техники упоминается и бункеровка. В новом положении упор сделан на контроль за финансовой дисциплиной и очень скупо регламентируются требования экологической безопасности. Однако на наш взгляд, экология и безопасность должны быть в числе первых приоритетов, в противном случае разливы нефтепродуктов в порту будут продолжаться, а их число увеличиваться. Контроль государства должен быть не только постоянным, строгим, но еще и последовательным. Сегодняшняя ситуация во многом противоречива. Например, на этапе проектирования и строительства комплексов по перевалке и хранению нефтепродуктов инвестор вынужден подчиниться чрезвычайно жестким требованиям экологической, технологической, пожарной и пр. безопасности, на что уходит примерно треть бюджета объекта. Стационарные мощности полностью прозрачны для контролирующих структур. В то же время упрощенная схема перевалки нефтепродуктов с причала на танкер позволяет работать без всякого фактического контроля. Крупные бункеровочные компании, которые работают в порту Санкт-Петербурга по много лет и дорожат своей репутацией, считают необходимым обратить внимание правительства и городской Администрации на перечисленные противоречия. Деятельность по перевалке топлива необходимо регулировать в соответствии с четкими критериями, главными из которых должны стать наличие стационарных мощностей, соответствующих пожарным, экологическим, гигиеническим и иным требованиям. Надо отметить, что подобная ситуация уже возникала и была успешно разрешена. Речь идет о розничной продаже автомобильного топлива. Еще совсем недавно функционировали сотни сверхприбыльных контейнерных АЗС и бензозаправщиков, которые торговали некачественным топливом и создавали угрозу экологической безопасности города. Активная и последовательная реакция властей позволило быстро покончить с этой проблемой. Мы выражаем надежду на то, что вмешательство Администрации Санкт-Петербурга, Министерства транспорта и других контролирующих структур будет своевременным и позволит исправить сложившуюся негативную ситуацию, восстановив уровень безопасности работы с нефтепродуктами услуг в нашем порту. Балтийская Бункерная Компания “ЛУКойл-Нева” “ЭКО Феникс Холдинг”
13.11.2002
“Cерые” бункеровщики создают угрозу экологии
Related content
No publications found
Container Shipping
Show All
24.04.2025
FESCO Containership Calls Jakarta
24.04.2025
Rail Service from Moscow to Perm Starts
Goverment Regulation
Show All
08.04.2025
Head of Astrakhan Customs Appointed
07.03.2025
Appointment with Federal Customs Service
28.02.2025
Russia Suspends Petrol Export
Vacancies
Show All
No publications found