Интервью корреспондента SeaNews с главным специалистом отдела координации работы предприятий Государственного департамента морского и речного транспорта Украины Николая Петровича Дмитришина. С какими результатами вступили в новое тысячелетие порты Украины? Портовики сработали даже лучше, чем мы ожидали. За год 18 портами Украины переработано почти 84 млн. т грузов, что на 3.9% выше, чем в 1999 г. Несколько снизился объем переработки экспортных грузов, зато почти на 30% возрос поток импорта, а транзитных грузов – на 6.5%. И это не может не радовать, поскольку транзит сегодня, пожалуй, главный источник увеличения грузооборота наших портов, а, между тем, привлекать в Украину транзитные грузы довольно сложно. Причины прежние – высокие железнодорожные тарифы, а также жесткие и не всегда справедливые требования наших таможенников и других контролирующих органов. В то же время заметно снизился поток российских транзитных грузов, что является следствием политики нашего северного соседа. Ассоциация морских портов России и ее Минтранс требуют, чтобы российские грузы шли через их отечественные порты. Кроме того, в свое время немалый объем грузов из украинских портов “ушел” на румынскую Констанцу. Для того, чтобы вернуть их, надо приложить гигантские усилия. Суда идут в Констанцу потому, что, во-первых, не работает украинский канал Прорва, а, во-вторых, таможенные нормы Румынии значительно упрощены и, кроме того, у них в портах нет такого понятия как НДС. Если у нас НДС распространяется на все грузы кроме транзитных, то у наших соседей такой налог вообще отсутствует. Нельзя также сбрасывать со счетов, что иностранные судовладельцы пользуются в румынских портах рядом льгот, каковых у нас пока, к сожалению, нет. Что же касается причин падения объемов экспортных грузов, то однозначно их объяснить трудно. Ситуацию, безусловно, будут анализировать специалисты Минэкономики Украины. Но, как бы там ни было, ясно, что экспортный потенциал страны не безграничен. Николай Петрович, даже беглый взгляд на итоги работы украинских портов позволяет заметить, что ряд из них, в том числе Измаильский, Белгород-Днестровский, Мариупольский и другие, почти на 30% повысили свои показатели. За счет чего это было достигнуто? Известно, что Белгород-Днестровский порт – предприятие в своем роде специфическое. Порт этот довольно небольшой и мелководный, поэтому и строился в свое время как вспомогательный, для облегчения работы своих более крупных собратьев – портов Одессы, Ильичевска – и предназначался для вывоза грузов небольшими партиями. Много усилий затратил для привлечения грузов в Белгород-Днестровский порт его многолетний начальник Валерий Михайлович Васильченко. В порту сегодня перерабатывают зерно, хорошо идет лес. Параллельно ведется работа по расширению порта, увеличению его мощностей. Меня не удивляют и возросшие показатели Измаильского морского порта, поскольку дунайцы, несмотря на кризис судоходства в регионе, нашли пути для выживания и наращивания мощностей. После ввода эмбарго против Югославии суда Украинского Дунайского пароходства стали выходить за пределы Дуная, выполняя рейсы в порты Средиземного моря и Ближнего Востока. И вот результаты: по итогам 2000 г. грузопереработка по экспорту возросла на 31.8%, а по импорту – в два раза. А успехи Мариупольского порта связаны с тем, что там введен в строй новый комплекс по переработке удобрений, основательно модернизирован причал по переработке серы. Несколько сдал свои позиции Николаевский морской порт, поскольку там на реконструкции находится зерновой комплекс. Поэтому традиционный для николаевцев груз – зерно – в прошлом году не перерабатывался. Однако начальник порта Валерий Оскарович Хабаров убежден, что в 2001 г. работы по реконструкции будут завершены, комплекс заработает и портовики смогут наверстать упущенное. Показатели Ильичевского порта практически остались на уровне 1999 г. (превышение объемов на 0.6%). Но нельзя забывать, что таким гигантам как Ильичевский и Одесский порты легче завоевать передовые позиции, чем их отстоять. “Малышам” в этом плане намного проще. Возьмем, к примеру, показатели Скадовского морского порта. Они кажутся совсем фантастическими – превышение прошлогодних показателей на 426%! Но все объясняется просто: в 1999 г. скадовчане переработали всего лишь 68 тыс. т грузов (даже для такого маленького порта это малый объем), а в прошлом году – около 300 тыс. т, отсюда и скачок итоговых цифр. А вот снижение показателей Одесского морского порта (по сравнению с 1999 г. здесь переработано на миллион с лишним тонн меньше) в первую очередь связано с резким сокращением поступлений российской нефти (перевалка наливных грузов в порту снизилась почти на 800 тыс. т). И все же, несмотря на все проблемы, считаю, что уровень, достигнутый в 2000 г. украинскими портами, довольно приличный. Николай Петрович, каковы, на Ваш взгляд, перспективы портов Украины в 2001 г.? Радует, что, начиная с 1996 г., грузооборот наших портов неуклонно растет. Надеемся, что такая тенденция сохранится и в этом году. Поскольку причин для снижения объемов грузопереработки нет, то перспективы, считаю, у наших портовиков неплохие. Надеемся также, что заработает наконец-то Закон “О транзите грузов”, который был принят в 2000 г. Кроме того, на последней стадии разработки находится другой, не менее важный документ – Закон “О морских портах Украины”. Есть все основания полагать, что Верховная Рада Украины скоро примет его к рассмотрению и он в этом году вступит в силу. Можно смело говорить о том, что тенденции ухода крупных партий грузов из наших портов уже нет, все отправители в конце минувшего года заключили договоры с украинскими партнерами. Можно прогнозировать, что в 2001 г. объем переработки грузов в портах Украины как минимум на полтора – два процента возрастет. Каковы наиболее значительные объекты, возводимые сегодня в украинских портах? Самый крупный объект – новый элеватор, строящийся в Николаевском порту, и реконструируемый там же зерновой комплекс. Активно ведет строительные работы в Затоке расширяющийся Белгород-Днестровский порт. Еще один новый причал планируется сдать в эксплуатацию в 2001 г. в порту Южный. Продолжаются работы по реконструкции в Одесском и Ильичевском портах. А раз расширяются производственные мощности портовых предприятий – можно смело говорить о том, что в новый век мы вступаем с хорошим заделом. Владимир Каткевич // SeaNews
06.02.2001
Порты Украины: итоги и перспективы
Related content
No publications found
Container Shipping
Show All
24.04.2025
FESCO Containership Calls Jakarta
24.04.2025
Rail Service from Moscow to Perm Starts
Goverment Regulation
Show All
08.04.2025
Head of Astrakhan Customs Appointed
07.03.2025
Appointment with Federal Customs Service
28.02.2025
Russia Suspends Petrol Export
Vacancies
Show All
No publications found