Морские торговые порты обеспечивают перевозку около 80% грузов внешней торговли России. В начале следующего года Минтранс России планирует представить в правительство проект нового федерального закона, призванного усилить госконтроль за деятельностью российских морских портов. Для этого Минтранс предлагает законодательно закрепить полномочия так называемых морских администраций портов (МАПов). Против такой инициативы выступают не столько частные компании, сколько Минимущество, Министерство по антимонопольной политике и Минфин. Суммарная проектная мощность перегрузочных комплексов российских портов и терминалов – около 220 млн т грузов в год. В прошлом году объем погрузочно-разгрузочных работ составил 161,3 млн т (из них 133 млн т – в морских портах Минтранса России). За девять месяцев текущего года – 133 млн т (из них 101,3 млн т – в морских портах). Морские администрации портов (МАПы) – госучреждения, созданные под опекой Минтранса в декабре 1993 г. В портах они осуществляют надзорно-эксплуатационные функции (оперативный контроль за имуществом, переданным в аренду портовым акционерным компаниям; технический надзор, ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений и т. п. ). Для оплаты текущих эксплуатационных расходов МАПы взимают с судов портовые сборы (корабельный, маячный, навигационный, лоцманский и другие). Еще один источник доходов МАПов – госимущество, не подлежащее приватизации и сдаваемое в аренду портовым компаниям – стивидорным, транспортно-экспедиторским, агентским. Но МАПы все более активно пытаются заниматься предпринимательской деятельностью в портах – в частности, перевалкой грузов (например, МАП Мурманск еще год назад создала вместе с фирмой “БМТ Карго” компанию “Мурманский глиноземный терминал”). Это явно не нравится портовым компаниям, которые не хотят терять свой хлеб. Как сказал “Ведомостям” замдиректора одного из крупных морских портов, “МАПы, если разобраться, не так уж и нужны. Это, по сути, промежуточные госструктуры между портом и Минимуществом. Что нам мешает заключать договора напрямую? ” В руководстве портов считают, что МАПы вообще можно было бы упразднить, а инфраструктуру портов поддерживать своими силами, взимая сборы с судов самостоятельно. Минтранс, напротив, заинтересован в усилении МАПов: министерство продвигает идею евро-азиатских транспортных коридоров через Россию, и в этой схеме госконтроль над главными портами страны имеет большое значение. Однако законотворчество Минтранса встретило сопротивление со стороны некоторых других министерств. В проекте закона “О морских портах” должен быть закреплен правовой статус МАПов (доселе юридически невнятный) , а также прописано их право на финансово-экономическую и предпринимательскую деятельность. Таким образом, МАПы смогли бы зарабатывать не только на аренде и портовых сборах. Минтранс уже целый год согласовывает законопроект с 19 заинтересованными ведомствами, 10 из которых его уже одобрили. Но прочие министерства упорствуют. Наиболее принципиальные разногласия возникли с Министерством по антимонопольной политике, Минимуществом и Минфином. Как заявил вчера на коллегии министерства глава департамента морских портов Минтранса Чингиз Измайлов, именно “ведомственные барьеры мешают принятию закона”. Это раздражение понять нетрудно. Возражения коллег-чиновников настолько весомы, что разрушают всю концепцию МАПов. Минимущество требует, чтобы его собственные территориальные органы сами выступали бы арендодателем госсобственности в портах, а не делились бы этим правом с МАПами. Чиновники Минимущества, а также антимонопольного ведомства и Минфина настаивают, чтобы портовые сборы и доходы от аренды шли в федеральный бюджет, а не МАПам. Оппоненты Минтранса предлагают вовсе запретить МАПам предпринимательство, что окончательно похоронило бы эти структуры. На этом фоне отношения между МАПами и руководством портов выглядят более мирными. В принципе, директора портов не против самих морских администраций – до тех пор, пока те занимаются госнадзором. “Однако МАПы ни в коем случае не должны осуществлять предпринимательскую деятельность”, – полагает коммерческий директор АО “Морской торговый порт Калининград” Валерий Тарасов. В свою очередь морские госадминистраторы утверждают, что закон “О морских портах” нужен хотя бы для того, чтобы определить юридический статус МАПов. По словам капитана порта Архангельск Виктора Шершнева, “наша морская администрация как госструктура сейчас не имеет никаких рычагов влияния на качество услуг предприятия-арендатора”.
30.11.2000
Минтранс укрепляется в портах
Related content
No publications found
Container Shipping
Show All
24.04.2025
FESCO Containership Calls Jakarta
24.04.2025
Rail Service from Moscow to Perm Starts
Goverment Regulation
Show All
08.04.2025
Head of Astrakhan Customs Appointed
07.03.2025
Appointment with Federal Customs Service
28.02.2025
Russia Suspends Petrol Export
Vacancies
Show All
No publications found