В настоящее время порт Актау способен переработать до 70 тыс. двадцатифутовых контейнеров (TEU) в год, что позволяет удовлетворять потребности экспортеров, импортеров и обслуживать транзитный грузопоток, сообщает пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы».
Ожидается, что после обновления парка перегрузочной техники в 2025 году этот показатель вырастет до 100 тыс. TEU в год.
По оценке Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), на которую ссылаются «Казахстанские железные дороги», развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), коридора «Север-Юг» и других направлений может увеличить в среднесрочной перспективе объемы перевозок через порт Актау в пять раз. При этом, при условии развития транспортных и логистических мощностей, прирост объемов по Каспийскому узлу в период с 2030 до 2035 гг. составит не менее 1 млн. TEU контейнеров в год. Для того чтобы повысить привлекательность коридора ТМТМ, необходимо сочетание большей эффективности благодаря более качественной координации, логистике и внедрению цифровых технологий, а также инвестиций в среднесрочной перспективе, отметили в КЖТ со ссылкой на отчет ЕБРР.
Выполнение этих мер позволит увеличить к 2030 году объем перевозок в три раза до 11 млн тонн.
Наибольшая часть объемов транзитных грузов будет приходиться на торговлю между Европой и Казахстаном, а также между Европой и Китаем. При этом около 4 млн тонн будут обусловлены прогнозируемым спросом на контейнерные перевозки.
По данным КЖТ, интерес к участию в развитии логистических мощностей порта Актау уже сейчас проявляют крупные игроки на мировом рынке транспортной логистики, такие как китайские порты «Lianyungang Port», «Shandong Port Group», логистические платформы «Сухой порт Сианя» и г. Урумчи, «Ренус» (ФРГ), «Abu-Dhabi Ports» (ОАЭ), «PSA International» (Сингапур), «Albayrak Group» (Турция), а также компания «Khave» (Иран), рассматривая расширение географии своих перевалочных пунктов в рамках корпоративной сети маршрутов, уточнили в компании.
Исходя из предварительного анализа текущего состояния, внешних факторов и возможностей, стратегических приоритетов и задач развития транспортно-логистического комплекса республики, морским портом Актау определены главные концептуальные направления развития:
- Модернизация и реконструкция существующих портовых мощностей;
- поэтапное расширение портовой инфраструктуры за счет припортовых территорий;
- устранение диспропорций в развитии подъездных железнодорожных и автомобильных путей к морскому порту.
Реализация всех этапов модернизации и развития порта Актау позволит создать развитую инфраструктурную сеть off-dock терминалов (терминалы, находящиеся в тылу портовой зоны) под управлением отечественных и зарубежных инвесторов, и доведет пропускную способность морской гавани до 960 тыс. TEU в год.
Фото: АО «НК «Қазақстан темір жолы»