Для ускорения реализации крупномасштабных проектов к 2030 году депутаты Европарламента 18 декабря согласовали обновленные руководящие принципы для Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T).
Как сообщает пресс-служба Европарламента, руководящие принципы представляют собой план создания сети железных и автомобильных дорог, внутренних водных путей и каботажных морских путей, соединенных через порты и терминалы по всей территории Европейского союза. TEN-T охватывает в том числе такие проекты, как Rail Baltica, соединяющий Хельсинки и Варшаву, тоннель Бреннер, связывающий Австрию и Италию, и высокоскоростную железнодорожную линию Лиссабон – Мадрид.
Согласно документу, ЕС берет на себя обязательство завершить крупные проекты транспортной инфраструктуры на основе базовой сети TEN-T к концу 2030 года и комплексной сети к концу 2050 года, сосредоточившись на устранении узких мест и недостающих транспортных связей. Чтобы ускорить реализацию проектов, участники переговоров согласовали промежуточный срок – 2040 год.
Также депутаты Европарламента уделили внимание развитию интермодальных перевозок, осуществляемые в основном по железной дороге, внутренними водными путями или каботажным судоходством. Развитию интермодальных перевозок будут способствовать электрификация железной дороги в основной сети TEN-T. Кроме того, железные дороги ЕС должны будут перейти на европейский стандарт номинальной ширины колеи (1435 мм) и к концу 2040 года – на единую систему управления движением.
Не забыли депутаты Европарламента и про военную мобильность. Чтобы обеспечить беспрепятственную переброску войск и военной техники, депутаты Европарламента убедили правительства стран ЕС учитывать военные потребности (вес или габариты военного транспорта) при строительстве или модернизации инфраструктуры, которая пересекается с военной транспортной сетью. В течение одного года после вступления в силу новых правил Комиссия должна будет в короткие сроки провести исследование по вопросу о крупномасштабных перемещениях по всему ЕС, чтобы облегчить планирование военной мобильности.
В соглашении также указывается, что ЕС сокращает проекты в области транспортной инфраструктуры с Россией и Беларусью и вместо этого укрепляет транспортные связи с Украиной и Молдовой. Для снижения риска безопасности, связанного с участием предприятий, не входящих в ЕС, в крупных проектах TEN-T, государства-члены должны информировать Европейскую комиссию о мерах, принятых для снижения такого риска, говорится в документе.
Карта: Европарламент