Северный морской путь – важная транспортная артерия, значение которой год от года возрастает по мере расширения ее использования. Развитие Северного морского пути является одним из ключевых направлений стратегии государства в Арктической зоне. Для логистических операторов участие в арктических проектах с использованием возможностей СМП становится своего рода тестом на подтверждение компетенций и сертификатом качества. О своем опыте работы на Севморпути с SeaNews поделился Кирилл Сорокин, руководитель проектного отдела компании Barrus Projects.
Наша компания стала осваивать Северный морской путь еще с 2018 года. Первым нашим проектом стала доставка ветроэнергетических установок до порта Тикси по маршруту Владивосток – Якутск – Тикси. Мы доставили и установили крупногабаритное оборудование для строительства арктической ветроэлектростанции, расположенной в отдаленном районе Якутии без транспортной инфраструктуры. В рамках проекта нами были доставлены 3 ветряные турбины на строительную площадку в одном из самых северных населенных пунктов России с ограниченной транспортной доступностью. Высота башен – 41,5 м, диаметр лопастей – 33 м. Главная сложность проекта состояла в том, что груз было необходимо доставить в одну навигацию, а в первую очередь идет доставка всего необходимого для жизнеобеспечения населения с октября по март.
В этом году мы реализовали два крупных проекта, связанных с развитием СМП. Один из них – доставка груза для строительства Морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в бухте Бечевинской, стратегически важного российского проекта. Основной задачей Barrus Projects была транспортировка якорей, которые выполняют функцию стабилизации гравитационной платформы в акватории и удерживают станцию при любом состоянии погоды и моря, с площадки изготовителя до зоны работы судового крана.
Всего в проекте задействовано 120 тяжеловесных якорей, из них 72 якоря разной тоннажности, от 100 до 400 тонн, доставили мы. Чтобы лучше представить их вес, приведу пример: один такой якорь по массе равен 15 пассажирским самолётам или 266 легковым автомобилям. Каждый якорь перед погрузкой тестировался на прочность – даже маленькая трещина или скол могли в будущем вылиться в огромную проблему.
Мы разработали план производства работ гидравлической портальной системой механизмами, рассчитали нагрузку модульных осей на грунт, подобрали оптимальное их количество, определили порядок перемещения якорей без простоя и подготовили всю необходимую технику и материалы для реализации проекта. Так как Камчатка – отдалённый регион, без качественной транспортной инфраструктуры и необходимого специализированного оборудования, приходилось все доставлять туда самим, чтобы реализовать проект.
В целом же при реализации проектов с использованием СМП основные трудности связаны с погодными условиями, которые влияют на возможность добраться до места назначения. Например, чтобы добраться в порт Диксон, необходимо закладывать довольно много времени из-за непредсказуемости погоды. Поэтому страдает планирование. В случае, если сильно отстаешь от сроков, то попадаешь в ледовое сопровождение, ледоход и вынужден ждать фрахт судна, который также завязан на ледоколе. В это время техника и люди не задействованы, и можно попасть на простой и дополнительные расходы. Но на погоду воздействовать мы не можем, а вот инфраструктуру нужно развивать.
В связи с этим, одним из важнейших компонентов инфраструктуры Северного морского пути должны стать порты международного класса. Сейчас большинство портов на СМП требуют капитального ремонта, реконструкции и дноуглубления для приема современных судов, нуждаются в оснащении современными аварийно-спасательными средствами. Также необходимо развивать системы обеспечения безопасности мореплавания, связи, экологического контроля и мониторинга.
Эксперты единодушны в том, что комплексное строительство и обновление арктических портов благоприятно скажется на системном развитии Северного морского пути в качестве базы, поскольку обеспечит его навигационно-гидрографическим обслуживанием, строительными материалами, оборудованием, аварийно-спасательными мероприятиями, площадками для складирования партий грузов, кадрами, а также создаст дополнительные возможности для ремонта судов. Фактически, это решит все инфраструктурные проблемы, которые пока не позволяют Северному морскому пути стать высокодоходным транспортным коридором.
И такие инфраструктурные изменения обязательно будут – ведь, как сказал президент Российской Федерации В.В.Путин: «Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. Наша задача — сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией».
Фото: Barrus Projects, Heavy Russia
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции