Фактором роста глобального газового рынка будут являться темпы развития таких организаций, как ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Об этом заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер, выступая на пленарном заседании «Трансформация мирового рынка природного газа: вызовы и пути развития» в рамках Петербургского газового форума.
Как отметил А.Миллер, трансформация глобального газового рынка скорее переросла в деформацию, и, по бОльшей части, эта деформация коснулась европейского рынка.
«Если мы говорим о БРИКС, то я думаю, что сейчас уместно БРИКС сравнивать с «семеркой» (прим. ред.: G7), — сказал А.Миллер. – В первую очередь, конечно, надо обратить внимание, что количество жителей Земли, которые проживают в странах БРИКС, на сегодняшний день составляет 46%».
Он сравнил основные показатели, «которые характеризуют потребление, добычу газа, запасы»:
- Потребление: страны БРИКС — 36% мирового потребления газа, «семерка» — 35%,
- Добыча: страны БРИКС — 35% мировой добычи газа, «семерка» — 30%,
- Запасы газа: страны БРИКС — 50% мировых запасов газа, страны «семерки» — 8%».
«Да, скажут: Ну, хорошо, они, может быть, ориентируются на какие-то другие там источники. Но давайте посмотрим на другие цифры 2022 года, — продолжил спикер. – Страны делятся, и организации делятся на нетто-импортеров и нетто-экспортеров. Так вот, страны «семерки» и страны Европейского союза — они классические нетто-импортеры. «Семерка» в 2022 году: объем нетто-импорта — 144 миллиардов кубометров газа. Объем нетто-импорта газа в Европе — 365 миллиардов кубометров газа».
Как отметил А.Миллер, европейская газовая политики привела к снижению экономических и производственных показателей, особенно в таких отраслях как бумажная, химическая, металлургическая, стекольная промышленности. Это вывод капитала и вывод производств в другие страны — не в страны Европейского союза, а вообще в США.
У «Газпрома», напомнил спикер, было немало проектов, которые компания реализовывала вместе с европейскими партнерами на территории России, но они решили уйти из этих проектов. «А, вы знаете, ничего не произошло. Вот ничего не произошло. Вот мы как работали ритмично, так и работаем ритмично. Те планы, которые ставили, — мы их выполняем независимо от того, что даже ушли серьезные компании-лицензиары. Ходишь по сегодняшней выставке — душа, сердце радуется. Извините, мы уже всё, на пороге полного технологического суверенитета. Это не громкие слова. Полный технологический суверенитет — наше ближайшее, самое ближайшее будущее. А если обратиться к фактам по жизни, то вообще-то западные деловые круги предпочли бы, чтобы газовые потоки из России вернулись. Ну, Бог им судья».
Страны Запада традиционно всегда потребляли больше, чем добывали, и добывают, и будут добывать. И эту тенденцию им не переломить, считает глава «Газпрома». «Ее невозможно переломить. Запасов нет таких. А вот роль газа — она будет увеличиваться, она будет возрастать», — резюмировал А.Миллер.
Фото: SeaNews