Введение в Евросоюзе с 1 января 2024 года углеродного налога (ETS) напрямую повлияет на конкурентоспособность европейских портов и всей цепочки поставок, связанной с этим портами, и приведет к перенаправлению грузов, заявили в Ассоциации европейских собственников буксиров (ETA).
«Ассоциация поддерживает включение судоходства в систему ETS, но оно может привести к нежелательным последствиям в конкретных портах, близко расположенных к портам третьих стран, на которые не распространяется европейское законодательство о выбросах», – цитирует Splash заявление ассоциации.
Напомним, судоходные компании будут должны покупать квоты на все выбросы парниковых газов для судов валовой вместимостью свыше 5 тыс. тонн, заходящих в порты ЕС на внутриевропейских маршрутах, независимо от флага, и на 50% выбросов на рейсах, начинающихся или заканчивающихся за пределами Евросоюза, а также на все выбросы в то время, когда суда стоят у причала в портах ЕС.
«Существует риск того, что судоходные компании смогут избежать затрат, связанных в ETS, изменив порты захода. Они могут изменить маршрут, выполняя основную часть рейсов между портами и переваливая грузы на терминалах в странах, не входящих в зону Евросоюза, тем самым перенаправляя бОльшую часть трафика и грузов, которые ранее прибывали на европейские терминалы», – поясняет Splash.
О риске переориентации грузопотоков из европейских портов в близлежащие неевропейские говорили с самого начала, когда было официально заявлено о внедрении углеродного налога. Эксперты прогнозируют сокращение грузооборота, поскольку суда, например, под азиатскими флагами предпочитают заходить в порты за пределами Европы, такие как Танжер-Мед (Марокко), Порт-Саид (Египет) и Текирдаг / Асяпорт (Турция).
«Еврокомиссия решила эту проблему с помощью одного из пунктов Директивы об углеродном налоге, который позволяет властям ЕС не рассматривать остановку на определенном терминале как заход в порт для целей директивы, если терминал расположен менее чем в 300 морских милях от порта Европейской экономической зоны и если доля контейнеров в трансшипменте превышает 65% всего его трафика.
«В соответствии с этим пунктом, ETA полностью поддерживает включение портов Танжер-Мед и Порт-Саид в список соседних портов по перевалке контейнеров, поскольку они соответствуют этому пункту. В противном случае эти порты могут получить конкурентное преимущество, что будет иметь негативные последствия для европейских терминалов», — заявили в ассоциации.
В связи с этим Ассоциация европейских собственников буксиров призывает Еврокомиссию постоянно контролировать реализацию ETS и конкурентоспособность европейских терминалов и портов, а также следить за тем, чтобы положения Директивы ETS не обходили.
Фото: ETA