По данным на начало октября, суммарный дедвейт портфеля заказов балкеров Capesize составил 20 млн тонн, или всего 5% от действующего флота этого типа судов, сообщает Container News со ссылкой на BIMCO. Это на 4% меньше, чем годом ранее. Как поясняют в BIMCO, низкие ставки фрахта и молодой флот приводит к тому, что портфель заказов остается небольшим.
«Число контрактов на строительство новых судов обычно увеличивается в периоды высоких фрахтовых ставок. Ставки фрахта на балкеры сильно зависят от Китая, поскольку доля грузов, перевозимых в Китай балкерами Capesize, составляет 63%, – объясняет издание. Суда этого типа являются крупнейшими, и на их долю приходится бОльшая часть перевозок железной руды на мировом рынке».
Фрахтовые ставки в этом сегменте в последний раз были высокими в 2021 году, и тогда суммарный дедвейт заказанных балкеров Capesize составил 17 млн тонн. Однако в 2022 году из-за снижения ставок, на фоне ограничений во время пандемии и, соответственно, ослабления спроса в Китае объем заказов сократился. В первые три месяца 2023 года фрахтовые ставки оставались низкими, поскольку восстановление экономики Китая шло медленнее, чем ожидалось, а кризис в секторе строительства недвижимости в этой стране продолжается.
Помимо низких фрахтовых ставок, небольшой объем заказов на балкеры Capesize объясняется меньшей потребностью в обновлении флота. В среднем суда этого типоразмера на два года моложе балкеров среднего размера, и только 15% Capesize’ов (суммарным дедвейтом 54 млн тонн) имеют возраст старше 14 лет.
По оценкам BIMCO, в 2023 году общий дедвейт балкеров Capesize, сданных в эксплуатацию, достигнет 11 млн тонн, что на 37% ниже показателей за последние 5 лет. Прогнозируется, что в 2024 и в 2025 году он снизится и составит 7 млн тонн, что будет способствовать в краткосрочной и среднесрочной перспективе восстановлению спроса на суда этого типоразмера.
Кроме того, декарбонизация судоходства может стать стимулом для обновления флота. «Хотя владельцы Capesize’ов могут и модернизировать более молодые балкеры. Для крупных судов переход на альтернативное топливо может быть проще, чем балкеров другого размера, поскольку они работают на меньшем количестве маршрутов, а это облегчает обеспечение поставок топлива в порты», – поясняют в BIMCO, отмечая, что Capesize’ы могут стать лидерами по переходу на альтернативное топливо.
«Несмотря на то, что флот балкеров достаточно молодой, 55% заказанных судов этого типа смогут работать на СПГ, метаноле или аммиаке. Среди балкеров других типоразмеров таких судов всего 17%», – резюмируют в BIMCO.
Фото: ММТП