До введения углеродного налога (ETS) в ЕС осталось примерно 3 месяца. Как пишет Sea-Intelligence, все участники рынка понимают, что это будет дорого, при этом существует значительная неопределенность относительно точного размера стоимости надбавки. В настоящее время только два перевозчика за последние недели объявили о вводимых надбавках, это Maersk и Hapag-Lloyd.
Расчет стоимости ETS за контейнер представляет сложность с точки зрения методологии, учитывая, как регулирующие органы ЕС определили ETS, и из-за проблем с тем, как распределить его на уровне TEU, отмечают в Sea-Intelligence. Кроме того, по закону перевозчикам запрещено вырабатывать одинаковую для всех формулу расчета надбавки, что приведет к несоответствию надбавок между перевозчиками.
Новые надбавки, опубликованные Maersk и Hapag-Lloyd, носят лишь предварительный, ориентировочный характер, уточненные данные будут представлены только за месяц до введения углеродного налога. Кроме того, выбросы, произведенные в 2024 году, должны быть учтены и оплачены в сентябре 2025 года.
Однако, чтобы покрыть расходы в сентябре 2025 года, перевозчику придется взимать доплату, при этом неизвестно, какова будет фактическая стоимость в сентябре 2025 года, отмечают в Sea-Intelligence.
Неудивительно, что существуют очень большие различия в надбавке ETS даже между двумя перевозчиками. Какую-либо закономерность установить сложно: так, на Северною Европу, даже за кругорейс, у Hapag-Lloyd надбавка ETS намного ниже, чем у Maersk, в то время как на средиземноморском направлении все наоборот.
«Мы никоим образом не критикуем двух перевозчиков, их следует похвалить, по крайней мере, за то, что они попытались сделать затраты на ETS прозрачными, – поясняют в Sea-Intelligence. – Это показывает, что грузоотправителям будет невероятно сложно получить четкое представление о предстоящих расходах на ETS».
Таблица: Sea-Intelligence
Фото: Maersk