Во время пандемии средняя скорость контейнеровозов увеличилась на 4% на фоне высокого спроса и глобальной загруженности портов. В первом квартале 2023 года скорость контейнеровозов, напротив, снизилась до 13,8 узлов, что на 4% меньше, чем в аналогичном периоде 2022 года. По прогнозам BIMCO, к 2025 годк контейнеровозы будут двигаться еще на 10% медленнее, сообщает Splash.
«В Alphaliner подтверждают тот факт, что скорость движения судов, занятых на линейных перевозках, замедляется, отчасти для того, чтобы сбалансировать провозные мощности, которые в противном случае были бы избыточными. Тем не менее, по данным Alphaliner, в последние недели в связи с падением цен на бункерное топливо наблюдается небольшой рост средней скорости мирового линейного флота», – пишет издание.
За последние два года скорость снизилась примерно на один узел. «На первый взгляд, это не так уж и много, но при средней скорости 16,5 узлов снижение составит 6%, и, чтобы перевозить тот же объем грузов, потребуется больше провозных мощностей», – говорит аналитик Alphaliner Ян Тидеманн.
В свою очередь основатель консалтинговой компании Vespucci Maritime Ларс Йенсен отмечает, что практика замедления скорости судов на сервисах – широко используемый перевозчиками инструмент. «В течение нескольких последних десятилетий мы видели, как эта мера использовалась всякий раз, когда имели место избыток провозных мощностей или высокие цены на судовое топливо, либо и то, и другое одновременно. Сейчас отрасль сталкивается и с тем, и с другим», – сказал он.
К тому же, как отмечает Л.Йенсен, на ситуацию также влияют ужесточение экологических требований, ввод в будущем налогов на выбросы и повышение цен на топливо.
В настоящее время на рынок с невысоким спросом и с замедленными сервисами выводятся значительные объемы новых провозных мощностей. Так, например, Maersk и MSC в этом месяце объявили, что будут ставить девять дополнительных судов на трейд Азия – Европа, при этом транзитное время на этих сервисах увеличится на три дня.
«Перевозчики прогнозируют, что такие условия будут сохраняться в течение долгого времени из-за вялого спроса и большого количества заказов на новые суда, в связи с чем они будут корректировать скорость своего флота в сторону снижения, – пишет Splash. – HMM, например, в апреле объявила о решении заменить гребные винты на шести контейнеровозах более эффективными, специально разработанными для медленного движения».
По мнению Я.Тидеманна, переход на новые виды топлива, такие как СПГ, метанол и аммиак, также способствует снижению скорости, поскольку эти виды топлива будут намного дороже.
«Это меняет баланс между капитальными затратами и расходами на бункеровку, так что становится выгоднее ставить на сервисы дополнительные контейнеровозы, но экономить топливо», – резюмировал он.
Фото: HMM