По данным Евростата, по итогам 2021 года по внутренним водным путям в Евросоюзе перевезено 525,4 млн тонн. Грузооборот составил 136 млрд тонно-километров.
Более 60% от грузопотока пришлось на четыре вида грузов. Это:
– железная руда, гравий, песок – 151,6 млн тонн (или 28,8%);
– кокс и нефтепродукты – 84,9 млн тонн (16,1%);
– химикаты и химическая продукция – 46,7 млн тонн (или 8,8%)
– продукция сельского и рыбного хозяйств, животноводства – 38,8 млн тонн (7,3%).
Основной грузопоток пришелся на Нидерланды (369 млн тонн) и Германию (195 млн тонн). Если считать в тонно-километрах, то грузооборот Нидерландов составил 47,4 млрд тонно-км, Германии – 48,2 млрд тонно-км.
В 2021 году грузооборот через внутренние водные пути в Евросоюзе увеличился в 10 странах. Наибольший прирост по сравнению с 2020 годом зафиксирован в Литве (увеличение в 317 раз, с 8,5 тыс. тонно-км в 2020 году до 2,7 млн тонно-км в 2021 году) и Швеции (+79,7%, с 79 млн тонно-км до 144 млн тонно-км).
Наибольший прирост в абсолютном значении в 2021 году по сравнению с 2020 годом зарегистрирован в Германии (+2 млрд тонно-км). Наибольшее снижение грузооборота наблюдалось в Польше (-29,9%, с 77 до 54 млн тонно-км).
В контейнерах за отчетный период по внутренним водным путям в Евросоюзе было перевезено 58,4 млн тонн грузов. На Нидерланды и Германию пришлось 85% всех контейнерных перевозок по ВВП в Евросоюзе, если считать в TEU/км – 665,7 млн и 567 млн TEU/км соответственно.
По внутренним водным путям Нидерландов было перевезено 5,61 млн TEU, по рекам и каналам Германии прошло 2,22 млн TEU.
По данным Евростата, наиболее существенно контейнерные перевозки по внутренним водным путям в 2021 году увеличились во Франции – на 30%, с 529 тыс. до 694,3 тыс. TEU. Наиболее существенное снижение, на 90%, было в Болгарии – с 1,3 тыс. до 130 TEU.
Порядка 70% суммарного объема контейнерных перевозок по внутренним водным путям в Евросоюзе в 2021 году составили груженые контейнеры. По данным Евростата, самая высокая доля в перевозках груженых контейнеров была у Франции – 77,1%, затем идут Бельгия (70,1%) Германия (69,7%) и Нидерланды (68.3%).
Только порожние контейнеры по внутренним водным путям транспортировались в трех странах – в Венгрии, Австрии и Словакии. Среди стран, которые перевезли больше порожних контейнеров, чем груженых, – Хорватия (99,2% всего объема), Румыния (92,1%), Болгария (88,9%) и Люксембург (80,6%).
На международные перевозки по внутренним водным путям Евросоюза приходится 55% всего грузооборота (в тонно-километрах) составили, на внутренние перевозки – 25,7%, на транзит – 19,3%. В процентном отношении больше всего международных перевозок в структуре грузооборота по ВВП было в Австрии (71,2% суммарного грузооборота по рекам страны) и Германии (66,2%). В Италии, Литве, Финляндии и Швеции в отчетном периоде международных перевозок по внутренним водным путям не было. Болгария, Хорватия, Люксембург, Венгрия и Словакия имели более высокие доли в сегменте транзитных перевозок, в основном, благодаря своему географическому положению, при этом доля транзита в грузообороте по ВВП в Болгарии, Хорватии и Словакии превышала 90%.
Более половины грузов в 2021 году было перевезено самоходными баржами и речными судами (51,6%, или 271,3 млн тонн). Несамоходными баржами было перевезено 96,4 млн тонн (8,5%), самоходными наливными баржами и речными танкерами – 141,6 млн тонн (26%). Перевозки грузов по ВВП ЕС морскими судами в 2021 году упали на 30% – с 1,9 млн тонн до 1,6 млн тонн.
На душу населения в Евросоюзе в 2021 году приходилось 1,2 тонны грузов, перевезенных по внутренним водным путям. Самый высокий показатель в этом отношении был в Нидерландах – 21,1 тонны на душу населения, затем идут Бельгия (14,3 тонны) и Люксембург (9,7 тонны). Во всех остальных странах ЕС на душу населения приходится менее 3 тонн грузов, перевезенных по ВВП, а в пяти странах на одного жителя было перевезено менее 200 кг грузов.
Фото: MyStockVideo/Shutterstock.сom, Евростат