Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

  • 23 сентября в Петербурге прошла Вторая международная конференция Freight & Shipping. Digital 2021: «Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии». Организаторами форума выступили информационно-аналитическое агентство SeaNews и Юридическая фирма «Ремеди» при поддержке Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    В этом году мероприятие проходило в новом формате – параллельно шли сессии, посвященные цифровизации отрасли, и секционные дискуссии по актуальным вопросам морского права. Входной билет был один, и желающие могли свободно выбирать, в каких пунктах программы они хотят принять участие.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    В рамках конференции был подписан трехсторонний меморандум о сотрудничестве между саморегулируемой организацией «Национальная ассоциация морских агентов», ООО «Морской Экспресс» и автономной некоммерческой организацией «Дирекция международных транспортных коридоров».

    Символично, что первое выступление в «цифровой» части программы было именно в цифровом формате – директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России Лилия Щур-Труханович рассказала о работе, которую министерство ведет по формированию нормативно-правовой базы для перехода на безбумажный документооборот.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Она сообщила о корректировке дорожной карты «Развитие экспорта товаров и услуг» с точки зрения новых мероприятий для транспортно-логистического сектора и о новых сервисах для транспортно-логистических компаний, которые в перспективе появятся в рамках «Одного окна для экспорта». Именно цифровизация, подчеркнула Л.Щур-Труханович, позволила удержаться на плаву в период пандемии, а ковид, в свою очередь, заставил и государство, и бизнес пересмотреть подходы и убедил всех, что бумажные документы не нужны, и их можно – и необходимо исключить.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Директор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Шамахов выступил с предложением создать консорциум в сфере внешнеэкономической деятельности, логистики, транспорта, таможенного администрирования и налогообложения, чтобы выйти на новый уровень взаимодействия с властью для решения стоящих перед бизнесом глобальных задач. «В этих целях Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы подписал соглашение с «Морским Экспрессом», которым предусмотрен широкий комплекс мероприятий, в том числе организация научно-практических конференций и форумов, и первым шагом стало проведение сегодняшней конференции. План также предусматривает проведение совместных исследований по отслеживанию движения товаров и формированию единого цифрового окна – мы пока не замахиваемся на все моря и океаны, а хотим сделать это прежде всего для Северного морского пути, – поделился В.Шамахов. – Мы хотим объединить бизнес, науку, образование и все это вместе донести до государства».

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Лэнс Томпсон, секретарь Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН), рассказал о проектах, которые Центр реализует в целях гармонизации цепочки международных поставок и перехода на безбумажный документооборот в транспорте и логистике, а также о новейших технологиях, которые для этого используются, таких как блокчейн, интернет вещей и искусственный интеллект.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Его коллега, заместитель председателя СЕФАКТ ООН, доцент МГИМО Алексей Бондаренко продолжил тему, рассказав о деятельности Центра по созданию семантических основ для стандартизации передачи данных. «Нам нужны не документы, а данные», – подчеркнул он, отметив, что в России, как и во многих других странах, пока преобладает документоцентристский подход – «мы привыкли мыслить документами».

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Масштабы документоцентристского подхода проиллюстрировал модератор конференции, директор проекта Single Window группы «Морской Экспресс» и представитель Национальной Ассоциации морских агентов в Москве Владимир Коростелев. На приход судна в информационную систему ИГПК нужно загрузить 34 документа (реально из них необходимо 4), на отход – 39 (реально нужно 3). Причем речь идет не о сведениях из документов, а о сканах самих бумаг. Между тем решение уже есть, и на международном уровне давно работает – есть Конвенция IMO об облегчении международного морского судоходства, которой предусмотрены 7 стандартных документов, необходимых для оформления прихода и отхода судна, и для каждого из семи этих документов разработано стандартное электронное сообщение Edifact ООН, которое разложено по модели данных СЕФАКТ ООН. 95% информационного обмена в международном морском судоходстве осуществляется с использованием стандартных электронных сообщений Edifact ООН. «Стандартное электронное сообщение содержит элементы данных и не имеет под собой никакого бумажного прототипа, – подчеркнул В.Коростелев. – Вот в чем отличие стандартного электронного сообщения от бумажного документа».

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Алексей Петров, генеральный директор, и Антон Кожанков, заместитель генерального директора АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», рассказали о деятельности организации и поделились своим мнением о перспективах внедрения в России «единого окна». По оценке А.Кожанкова, для создания «единого окна» необходимо кадровое, материально-техническое и правовое обеспечение, но главное, чего не хватает, – это политическая воля. Более того, отсутствует согласованное понимание, что такое «единое окно» – и, к вопросу о политической воле, в приказе Президента говорится не о «едином окне», а об «одном окне».

    Об этом «одном окне», которое в РФ в настоящее время формируется, и которое предназначено для экспортеров, рассказал директор по управлению цифровыми каналами информационной системы «Одно окно» АО «Российский экспортный центр» Иван Высотенко – на примере сервиса по жд перевозке продуктов питания «Агроэкспресс», который РЭЦ развивает совместно с «РЖД Логистикой». По его словам, с 2022 года сервис станет полностью цифровым, а к 2024 году планируется оцифровать все меры господдержки, предоставляемые экспортерам, исключив все лишние шаги и все дозапросы документов. Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Об особенностях электронных документов и подходах к цифровому документообороту в рамках Евразийского экономического союза рассказал Алексей Гавричев, руководитель экспертной группы по предварительному информированию при Консультативном комитете по взаимодействию контролирующих органов на таможенной границе Евразийского экономического союза Евразийской экономической комиссии. Может быть, главное, что должен помнить рядовой пользователь, – «Отказать в приеме электронного документа только на том основании, что он электронный, никто не имеет права».

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    О том, как идет внедрение электронного документооборота при совершении таможенных операций в Большом порту Санкт-Петербург, рассказал и.о. начальника Балтийской таможни Евгений Гусаров.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Тему таможенного администрирования продолжил таможенный атташе посольства Королевства Бельгии в РФ Эммануэль Жеронне, который рассказал о том, как удалось привести к единому знаменателю таможенное регулирование импорта товаров низкой стоимости, поставляемых в ЕС в рамках е-коммерции.

    Руководитель морской практики ООО «Юридическая фирма «Ремеди» Андрей Космачевский на примере дела по защите жертвы компьютерного мошенничества, одной из ведущих компании в области авиастроения, успешно проведенного им в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма, поделился перипетиями процесса и дал советы, как обезопасить себя от подобной угрозы.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Юрий Суродин, независимый эксперт по мультимодальным перевозкам, рассказал о внедрении цифровых технологий на железнодорожном транспорте – по его мнению, железная дорога опережает по темпам и масштабам цифровизации прочие виды транспорта. Однако, отметил он, при мультимодальных перевозках полный эффект от цифровизации можно будет получить только будет только тогда, когда будет цифровизирована вся цепочка на всем ее протяжении.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Директор ООО «Современные технологии торговли» (Республика Беларусь), член исполнительной дирекции РОО «Информационное общество», член Комитета по стратегии цифровой информации КЦБ Беларуси Сергей Тумель, выступавший удаленно из Минска, говорил о перспективах внедрение e-CMR и других электронных документов при трансграничных поставках товаров и поделился схемой возможного применения e-CMR в рамках ЕАЭС.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    О том, как работают цифровые технологии в рамках одного отдельного порта, рассказал директор по информационным технологиям ПАО «Морской торговый порт Владивосток» Антон Попов. В ВМТП реализуется целый ряд инновационных проектов – «цифровой двойник», ИНТЕРТРАН (совместно с РЖД), клиентское мобильное приложение «Порт в кармане», порт интегрирован в блокчейн-проект TradeLens и систему COLINS. «Это не мода, это необходимость», – подчеркнул А.Попов.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Европейским опытом реализации по-настоящему больших цифровых проектов в порту Гамбург поделилась Наталия Капкаева, руководитель российского представительства Port Hamburg Marketing e.V.

    В свою очередь, об отрицательном опыте цифровизации «сверху» на российской почве рассказала юрист ООО «Контейнерный терминал НУТЭП» Ирина Крескина.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    По ее словам, внедрение электронного документооборота с таможней привело к увеличению числа сотрудников, чтобы все данные забивать, и росту расходов на бумагу, а нестыковка сведений в информационных потоках между таможней, линией, декларантом и портом – к увеличению административных дел, которые таможня возбуждает в отношении порта за якобы недостоверную информацию.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    О том, как сказались дополнительные меры безопасности в условиях пандемии на электронном документообороте в Новороссийске и на Балтике, рассказали президент Национальной ассоциации морских агентов Александр Виноградов и директор по развитию бизнеса АО «Эконому Шиппинг» Игорь Мурзаев. Если рассуждать в теории, антиковидные ограничения должны были бы ускорить внедрение безбумажного документооборота – элементарно, чтобы сократить контакты между людьми. На деле в портах Балтийского моря не изменилось ничего – а на Черном море теперь нужно еще больше бумаг – и еще больше контактов между людьми: помимо всего прочего агенты теперь должны обеспечить дезинфекцию всех помещений судна, а для этого доставить на борт специально обученных специалистов, отвезти их обратно, а также получить и предъявить соответствующие документы – в бумажном виде. «Электронного документооборота не было и нет, но увеличилось количество документов и затраты», – резюмировал А.Мурзаев.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    «В 2019 году пограничники на одном высоком совещании докладывали о переходе на электронный документооборот, – вспомнил А.Виноградов. – А когда им задали вопрос, какой у них адрес электронной почты, выяснилось, что электронной почты у них нет, интернет-связи нет, а в некоторых портах и телефонной связи нет». С тех пор, по его словам, мало что изменилось. «Мы все пытаемся к телеге приделать атомный двигатель, чтобы хоть как-то двигаться вперед», – охарактеризовал он ситуацию с внедрением цифровых технологий в работу государственных контролирующих органов.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Роли государства в развитии экспорта товаров и услуг был посвящен доклад старшего научного сотрудника Института контрольно-надзорной деятельности Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Галины Баландиной.

    О том, почему компании-экспортеры с точки зрения государства – и науки – лучше для экономики, чем производители, работающие только на внутренний рынок, рассказала проректор по научной работе Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Наталья Волчкова.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    А, по словам директора Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Александра Кнобеля, самые эффективные производители, обеспечивающие наибольшую добавленную стоимость, – это не просто экспортеры, но те из них, которые одновременно занимаются и импортом – это что касается экспорта товаров. Если же говорить об экспорте услуг, то, по его оценке, именно транспортный сектор имеет очень большой потенциал наращивания экспорта услуг в абсолютном выражении.

    В рамках дискуссионных сессий были рассмотрены как правовые вопросы, так и актуальные вопросы морской транспортной отрасли.

    Первая сессия, модератором которой был директор Института международного транспортного менеджмента ГУМРФ им. адм. С.О.Макарова Александр Кириченко, была посвящена выбору оптимальных способов доставки грузов с использованием существующих типов перевозки и действующих и планируемых транспортных логистических коридоров.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021Сам Александр Викторович рассказал о реальных возможностях использования трассы Севморпути, о том, какие грузы возможно возить круглогодично, а для перевозки каких отсутствует экономическая целесообразность, поскольку длина маршрута совсем не означает выигрыш по срокам доставки.

    Партнер юридической фирмы Özkan Law Office (Турция, Стамбул) Зейнеп Озкан-Озерен, выступавшая по видеоконференцсвязи из Стамбула, поделилась информацией о ситуации вокруг канала «Стамбул» и перспективах его строительства и последующего использования, а также о влиянии международных конвенций при судоходстве по такому каналу.Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    Александр Кузнецов, профессор кафедры портов и грузовых терминалов ГУМРФ им. адм. С.О.Макарова описал эволюцию форм груза и наглядно продемонстрировал, каким образом следует выбирать способ перевозки в зависимости от вида и количества груза.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021Антон Семенов, диспетчер ООО «Логистический парк «Янино», представил действующую цифровую модель работы контейнерного терминала, что позволило слушателям наглядно убедиться в перспективах цифровизации контейнерных перевозок.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021Во время дискуссии, посвященной посадке на мель контейнеровоза «Ever Given», которую умело провела старший юрист ООО «Юридическая фирма «Ремеди» Мария Супруненко, участники не только ознакомились с ситуацией вокруг аварии, но, выслушав позицию экспедитора и линии, которую сформулировал Алексей Гагаринов, коммерческий директор  C-Shipping LLC Russia (Россия, Санкт-Петербург), и позицию страховщиков, с которой выступила специалист по страхованию ООО «Агентство страховых посредников «Нарвские ворота» Алина Семенова, сами активно включились в обсуждение. Выводы дискуссии: окончания разбирательств в ближайшее время не предвидится, а участники морского предприятия должны уделить должное внимание организации страхования своих рисков и привлечению компетентных консультантов. Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    После обеда Юрий Балакин, руководитель судебной практики Адвокатского Бюро «Думлер и Партнеры» (Россия, Санкт-Петербург) дал старт секционной дискуссии «Варианты защиты интересов морских предпринимателей», во время которой советник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Илья Антонов познакомил слушателей с возможностями этого еще мало используемого института защиты интересов предпринимателей и на конкретных примерах показал его эффективность.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021Генеральный директор ООО «Мэри Бэрд Лэнд» (Россия Санкт-Петербург) Дина Рябова рассказала о том, каким образом права морских предпринимателей будут защищены в контексте планируемых изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС.

    Завершил заседание Юрий Балакин, который на примерах нескольких дел продемонстрировал возможность защиты посредством обращения в арбитражные суды.

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021Завершая работу конференции в рамках секционной дискуссии, посвященной изменениям в морском законодательстве, ее модератор А.Космачевский в режиме интервью предоставил возможность заместителю начальника юридического отдела ФГБУ «АМП Балтийского моря» Екатерине Губаревой донести до аудитории информацию о последних изменениях в Кодекс торгового мореплавания.

    В рамках этой же секционной дискуссии об изменениях в законодательстве состоялось обсуждение изменений в Правилах Лондонской Ассоциации морских арбитров (LMAA) в онлайн-формате на связи с Лондоном с партнером юридической фирмы Hill Dickinson LLP (Великобритания, Лондон) Льюисом Муром и юридическим директором этой фирмы Рози Гонкер, которые ознакомили собравшихся с обновленными Правилами LMAA, а также о плюсах и минусах таких изменений.Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021

    О результатах разработки новой проформы спасательного контракта рассказала юрист ООО «Правовое агентство «Ремеди» (Россия, Москва) Анастасия Фарафонова. Необходимость создания проформы была обусловлена устаревшей (действовала с 1954 года) проформой договора спасания по форме МАК при ТПП РФ, а также сложившейся практикой получения спасательного вознаграждения ФГБУ «Морская спасательная служба». Проформа базируется на положениях главы 20 КТМ РФ, также в ней использованы наиболее приемлемые для спасателей условия спасательных контрактов «LOF 19890» и «Turks 2015».

    Завершая дискуссию, А.Космачевский, традиционно представляя обзор судебной практики, привел свежие примеры из судебной практики по морским делам, участие в которых принимали представители Юридической фирмы «Ремеди»

    Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии на Freight & Shipping. Digital 2021По завершении пленарной и дискуссионной сессий директор ООО «Юридическая фирма «Ремеди» Андрей Супруненко от имени Морского совета Санкт-Петербурга  поблагодарил участников Конференции и пригласил всех на фуршет, где по традиции проводимых компанией конференций  были вручены награды самым активным участникам и впервые проведена лотерея, в которой разыграли призы от финансовых партнеров мероприятия – гольф-клуба Strawberry Fields, ООО «Гурме Продукт» (кофе и какао марки El Gusto из Коста-Рики) и пятизвездочного итальянского курорта Terme di Saturnia Natural SPA & GOLF RESORT, а группа компаний «Ладога» провела дегустацию собственной и импортной продукции.

    Информационную поддержку конференции обеспечивали журналы «РЖД-Партнер» (генеральный информационный спонсор) и «Таможенные новости» (информационный партнер).

    Большой фотоотчет с конференции смотрите здесь.

    Буклет конференции

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    29.06.2021
    Mediterranean Shipping Company (MSC) приобрела пять контейнеровозов б/у. «MSC пока не демонстрирует признаков замедления […]
    06.07.2021
    А.Лукашенко поручил ограничить транзит из Германии в Китай и Россию через Беларусь
    07.07.2021
    В Свердловской области создадут узловой мультимодальный транспортно-логистический центр «Уральский». Соответствующее соглашение подписано Минтрансом России, […]
    02.08.2021
    ФГУП «Атомфлот» и ООО «Арктическая перевалка» (дочернее общество ПАО «Новатэк») заключили договор на создание […]
    18.06.2021
    Южнокорейские верфи и судоходные компании рассчитывают в конце этого года получить несколько миллиардов долларов […]
    21.10.2021
    K Line завершил испытания первого в мире судовой установки по улавливанию CO2, которой был […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.