12 июля на рассмотрение в Госдуму был внесен проект федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года».
Согласно пояснительной к законопроекту справке, проект разработан в целях устранения пробелов в регулировании вопросов предоставления гарантий или финансового обеспечения от возможного ущерба, связанного с морским судоходством, в части удаления затонувших судов во внутренних морских водах, территориальном море РФ и исключительной экономической зоне РФ.
18 мая 2007 года в Найроби (Кения) была принята Найробийская конвенция об удалении затонувших судов 2007 года, которая применяется к судам, затонувшим в исключительной экономической зоне государства.
Согласно Конвенции государство-участник требует от капитана и оператора судна, плавающего под его флагом, немедленно сообщить затронутому государству об инциденте, после которого судно затонуло; затронутое государство обязано в срочном порядке предупредить мореплавателей и заинтересованные государства о характере и местонахождении затонувшего судна, а также информировать государство регистрации судна и собственника судна. Если затонувшее судно представляет опасность, собственник представляет затронутому государству доказательства страхового или иного финансового обеспечения и удаляет затонувшее судно, представляющее опасность; если собственник не удаляет затонувшее судно, затронутое государство может удалить его наиболее быстрыми способами с учетом собственной безопасности и защиты морской среды.
Для защиты интересов Российской Федерации применение предусмотренного Конвенцией универсального механизма страхования ответственности в части удаления затонувших судов позволит: обеспечить финансирование работ, необходимых для осуществления удаления затонувшего имущества собственником этого имущества или администрациями морских портов; требовать от всех иностранных судов, заходящих в российские воды, выполнения положений Конвенции; не вводить дублирующее национальное регулирование, что в свою очередь позволит не снижать конкурентные преимущества российских судов и судовладельцев.
Неучастие Российской Федерации в Конвенции создает ситуацию, когда российские суда, совершающие международные рейсы, обязаны выполнять положения Конвенции при заходе в воды стран-участниц Конвенции (это в том числе Бельгия, Болгария, Канада, Китай, Кипр, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Индия, Иран, Малайзия, Мальта, Марокко, Нидерланды, Панама, Португалия, Сингапур, Швеция и Великобритания), но не могут получить в России предусмотренное Конвенцией свидетельство, а иностранные суда, заходящие в российские воды, под аналогичные требования не подпадают.
«Выполняя требования Конвенции в иностранных водах, Российская Федерация в своих морских водах не пользуется преимуществами, которые получает государство – участник Конвенции. Присоединение к Конвенции отвечает российским интересам. Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета», – говорится в пояснительной записке.