О трендах, проявившихся за последний год на рынке спутникового интернета в морском судоходстве, SeaNews рассказал Алексей Антоненко, директор по развитию направления спутниковых решений Orange Business Services в России и СНГ.
Коронавирус вот уже второй год меняет привычный образ жизни и перестраивает бизнес-процессы. Вирус закрыл границы, усложнил трансграничную торговлю. Пандемия затронула все сферы экономики, в том числе и морские грузоперевозки. При этом она же послужила катализатором качественных изменений в области цифровизации морских судов. Из-за режима изоляции, задержек судов в портах, закрытия границ экипажи стали дольше находиться на борту, что привело к возросшей потребности судовладельцев в широкополосной спутниковой связи (морской VSAT).
Высокотехнологичный объект в открытом море
Что представляет собой современное судно? Это сложнейший высокотехнологичный объект, состоящий из сотен узлов и устройств. Информационным системам (IT) на пароходе приходится решать серьезные задачи. К ним относятся оптимальный режим расхода и экономия топлива при нахождении в открытом море и в порту, мониторинг работы оборудования и узлов со своевременным оповещением о найденных и потенциальных проблемах. Здесь важнейшую роль играют датчики и сенсоры промышленного Интернета вещей (за работой судового двигателя наблюдают свыше 200 сенсоров), а также коммуникационные сети, обеспечивающие взаимодействие с устройствами.
Безопасность груза и членов команды также контролируется с помощью «умных» устройств, отвечающих за мониторинг состояния грузовых помещений, параметров здоровья матросов и другого персонала.
Берег далекий и близкий
Люди находятся на морском судне по нескольку месяцев, вдали от дома, родных и друзей. Пандемия коронавируса еще больше обострила эту данность, когда порты были закрыты для разгрузки и погрузки, а экипажи вынуждены подолгу ждать в море. В такой ситуации как никогда была важна надежная связь и высокоскоростной спутниковый интернет. Кроме того, они необходимы для решения задач жизнеобеспечения работы судна, навигации, управления процессами погрузки и разгрузки.
В судоходстве, как правило, для связи с внешним миром используется спутниковый интернет VSAT (абонентские терминалы с антенной малого диаметра, Very Small Aperture Terminal). На самих судах развернуты сети Wi-Fi.
По наблюдениям наших экспертов, за время пандемии потребности в высокоскоростном интернете значительно возросли. У каждого члена экипажа обычно не одно, а несколько устройств – смартфон, планшет, ноутбук. Как количество самих устройств, так и объем потребления «тяжелого» контента в значительной степени увеличились, расширилось использование социальных сетей, облачных сервисов.
Быстрое расширение канала в любой момент
При этом пандемия не повлияла на работу провайдеров спутникового интернета как предприятий непрерывного цикла, поэтому перебоев в предоставлении сервисов и работе инфраструктуры не наблюдалось. Но поскольку возросли потребности к расширению каналов связи, операторам пришлось в оперативном порядке решать эти задачи.
По данным исследования ComNews Research, объем российского рынка VSAT (не только в судоходстве) в натуральном выражении в 2020 году вырос на 9%, общее количество VSAT-станций 21 оператора составило 137,1 тыс. по сравнению с 125,6 тыс. годом ранее. Именно морской сегмент VSAT, по мнению участников рынка, оказался самым успешным в плане роста. Orange Business Services, например, получил наибольшее количество заявок на расширение существующих каналов связи в России с марта по июль 2020 года. Затем объем трафика несколько снизился, но клиенты понимают, что необходимо всегда быть готовыми к мгновенному расширению полосы пропускания, если возникнет такая необходимость.
Связь – это жизнь для судна
Услуга VSAT – это не просто канал передачи данных. Ее можно использовать для дополнительных услуг, обеспечивающих жизнь, работу и безопасность парохода. Сюда входит системы видеоаналитики, промышленного Интернета вещей (IIoT), телемедицины, видеоконференцсвязь с «землей» и другими судами.
Как пример, один из наиболее масштабных проектов по внедрению VSAT на Дальнем Востоке был реализован в компании «Доброфлот», специализирующейся на добыче морских ресурсов и производстве консервов в открытом море. На 20 судах группы развернута высокоскоростная сеть, интегрировавшая суда в общую IT-инфраструктуру компании. Эта сеть продолжает успешно развиваться и «обрастать» новыми услугами.
Дальнейшие перспективы
Российское правительство серьезно настроено продвигать инвестиционные проекты, связанные с развитием Арктики и Северного морского пути. Это означает, что будут строиться новые суда и инфраструктура связи для них, осваиваться новые территории. Здесь также большой потенциал для провайдеров IT-услуг на морском транспорте: у них появятся новые клиенты, а у текущих клиентов – новые ресурсы и объекты.
В целом отрасль морских грузоперевозок, как и вся экономика, перенесла тяжелые испытания, вызванные пандемией, но благополучно преодолела основные сложности. Причем, не только преодолела, но и подняла на новый уровень потребности в современных IT-решениях и связи, предъявила новые запросы к поставщикам услуг. Задача последних – обеспечить их на максимально качественном уровне в сжатые сроки.
Алексей Антоненко, директор по развитию направления спутниковых решений Orange Business Services в России и СНГ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.