IT в судоходстве: на фоне пандемии: спрос на спутниковую связь вырос

IT в судоходстве: на фоне пандемии: спрос на спутниковую связь вырос

  • Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

    О трендах, проявившихся за последний год на рынке спутникового интернета в морском судоходстве, SeaNews рассказал Алексей Антоненко, директор по развитию направления спутниковых решений Orange Business Services в России и СНГ.

    orange business aleksej antonenko News, Super Expert, Trends, Experts' OpinionsКоронавирус вот уже второй год меняет привычный образ жизни и перестраивает бизнес-процессы. Вирус закрыл границы, усложнил трансграничную торговлю. Пандемия затронула все сферы экономики, в том числе и морские грузоперевозки. При этом она же послужила катализатором качественных изменений в области цифровизации морских судов. Из-за режима изоляции, задержек судов в портах, закрытия границ экипажи стали дольше находиться на борту, что привело к возросшей потребности судовладельцев в широкополосной спутниковой связи (морской VSAT).

    Высокотехнологичный объект в открытом море

    Что представляет собой современное судно? Это сложнейший высокотехнологичный объект, состоящий из сотен узлов и устройств. Информационным системам (IT) на пароходе приходится решать серьезные задачи. К ним относятся оптимальный режим расхода и экономия топлива при нахождении в открытом море и в порту, мониторинг работы оборудования и узлов со своевременным оповещением о найденных и потенциальных проблемах. Здесь важнейшую роль играют датчики и сенсоры промышленного Интернета вещей (за работой судового двигателя наблюдают свыше 200 сенсоров), а также коммуникационные сети, обеспечивающие взаимодействие с устройствами.

    Безопасность груза и членов команды также контролируется с помощью «умных» устройств, отвечающих за мониторинг состояния грузовых помещений, параметров здоровья матросов и другого персонала.

    Берег далекий и близкий

    Люди находятся на морском судне по нескольку месяцев, вдали от дома, родных и друзей. Пандемия коронавируса еще больше обострила эту данность, когда порты были закрыты для разгрузки и погрузки, а экипажи вынуждены подолгу ждать в море. В такой ситуации как никогда была важна надежная связь и высокоскоростной спутниковый интернет. Кроме того, они необходимы для решения задач жизнеобеспечения работы судна, навигации, управления процессами погрузки и разгрузки.

    В судоходстве, как правило, для связи с внешним миром используется спутниковый интернет VSAT (абонентские терминалы с антенной малого диаметра, Very Small Aperture Terminal). На самих судах развернуты сети Wi-Fi.

    По наблюдениям наших экспертов, за время пандемии потребности в высокоскоростном интернете значительно возросли. У каждого члена экипажа обычно не одно, а несколько устройств – смартфон, планшет, ноутбук. Как количество самих устройств, так и объем потребления «тяжелого» контента в значительной степени увеличились, расширилось использование социальных сетей, облачных сервисов.

    Быстрое расширение канала в любой момент

    При этом пандемия не повлияла на работу провайдеров спутникового интернета как предприятий непрерывного цикла, поэтому перебоев в предоставлении сервисов и работе инфраструктуры не наблюдалось. Но поскольку возросли потребности к расширению каналов связи, операторам пришлось в оперативном порядке решать эти задачи.

    По данным исследования ComNews Research, объем российского рынка VSAT (не только в судоходстве) в натуральном выражении в 2020 году вырос на 9%, общее количество VSAT-станций 21 оператора составило 137,1 тыс. по сравнению с 125,6 тыс. годом ранее. Именно морской сегмент VSAT, по мнению участников рынка, оказался самым успешным в плане роста. Orange Business Services, например, получил наибольшее количество заявок на расширение существующих каналов связи в России с марта по июль 2020 года. Затем объем трафика несколько снизился, но клиенты понимают, что необходимо всегда быть готовыми к мгновенному расширению полосы пропускания, если возникнет такая необходимость.

    Связь – это жизнь для судна

    Услуга VSAT – это не просто канал передачи данных. Ее можно использовать для дополнительных услуг, обеспечивающих жизнь, работу и безопасность парохода. Сюда входит системы видеоаналитики, промышленного Интернета вещей (IIoT), телемедицины, видеоконференцсвязь с «землей» и другими судами.

    Как пример, один из наиболее масштабных проектов по внедрению VSAT на Дальнем Востоке был реализован в компании «Доброфлот», специализирующейся на добыче морских ресурсов и производстве консервов в открытом море. На 20 судах группы развернута высокоскоростная сеть, интегрировавшая суда в общую IT-инфраструктуру компании. Эта сеть продолжает успешно развиваться и «обрастать» новыми услугами.

    Дальнейшие перспективы

    Российское правительство серьезно настроено продвигать инвестиционные проекты, связанные с развитием Арктики и Северного морского пути. Это означает, что будут строиться новые суда и инфраструктура связи для них, осваиваться новые территории. Здесь также большой потенциал для провайдеров IT-услуг на морском транспорте: у них появятся новые клиенты, а у текущих клиентов – новые ресурсы и объекты.

    В целом отрасль морских грузоперевозок, как и вся экономика, перенесла тяжелые испытания, вызванные пандемией, но благополучно преодолела основные сложности. Причем, не только преодолела, но и подняла на новый уровень потребности в современных IT-решениях и связи, предъявила новые запросы к поставщикам услуг. Задача последних – обеспечить их на максимально качественном уровне в сжатые сроки.

    Алексей Антоненко, директор по развитию направления спутниковых решений Orange Business Services в России и СНГ

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


  • Leave a Reply

    Related content
    18.11.2021
    OTEKO Group has put into operation the largest and most powerful coal loading system […]
    05.08.2021
    Rosatom has drafted a concept of a common digital service platform for the Northern […]
    22.07.2021
    Global Ports Group has launched digital approval of pass requests at its St. Petersburg […]
    15.11.2021
    In October 2021, the multimodal transport operator Ruscon, part of Delo Group, implemented an […]
    25.06.2021
    SeaNews Information&Consulting in cooperation with Remedy Law Firm and with the support of the […]
  • Login