На прошлой неделе в ПАО «НМТП» прошло межведомственное совещание по организации исследования на предмет определения временных затрат экспортеров при вывозе отдельных категорий товаров, сообщили SeaNews в Новороссийской таможне.
Совещание было организовано Минтрансом и Минэкономразвития в рамках реализации пункта 10 плана мероприятий («дорожной карты») механизма «Трансформация делового климата» «Экспорт товаров и услуг». В мероприятии приняли участие представители департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса, директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития, представители государственных контрольных органов и АМП Черного моря, а также представители хозяйствующих субъектов морских портов и морских агентов.
Участники рассмотрели вопросы проведения исследования для определения временных затрат экспортеров при вывозе отдельных категорий товаров в целях выработки консолидированной позиции участников исследования относительно внесения в Типовую схему организации пропуска через государственной границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, товаров и животных в морских пунктах пропуска. Предложения, озвученные в ходе совещания, после проработки в рамках деятельности межведомственной рабочей группы по анализу фактических показателей временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров из Российской Федерации, созданной приказом Минэкономразвития от 8 декабря 2020 года №811, станут основой для включения в третий пакет мероприятий «дорожной карты» «Экспорт товаров и услуг».
Со стороны государственных контрольных органов выступил начальник Новороссийского центрального таможенного поста полковник таможенной службы Михаил Чумаченко, который значительную часть доклада посвятил процессу организации государственного контроля и документального оформления при экспорте товаров в пункте пропуска, на примере зерновых культур. Экспорт зерновых осуществляется в основном через ООО «Новороссийский зерновой терминал» и АО «Зерновой терминал «КСК», на терминалах которых созданы постоянные зоны таможенного контроля. В общей сложности погрузка и вывоз зерновых культур может осуществляться через 8 причалов -по 4 причала в каждой зоне таможенного контроля. «С начала 2021 года было вывезено более 3,3 млн. тонн зерновых культур на 83 морских судах, – рассказал М.Чумаченко. – При этом только отход одного морского судна был оформлен с фактическим посещением судна таможенным нарядом, остальные 82 судна оформлены на приход и отход в электронном виде путем проведения только документального контроля, что существенно ускоряет не только процесс работы приходной комиссии, а также процесс подготовки груженного морского судна к отходу».
От представителей портового бизнеса выступил исполнительный директор ПАО «НМТП» Александр Лесняк. Как сообщает пресс-служба НМТП, в настоящее время с целью ускорения процесса документооборота и в соответствии с решением Правительства РФ в части электронного обмена информацией в порту налажена схема электронного документооборота с грузовладельцами, экспедирующими компаниями, ОАО «РЖД». Из системы РЖД «Этран» производится автоматическая заливка данных в систему учета груза порта по всем раскредитованным перевозочным документам. Получение от грузоотправителей в электронном формате предварительной информации о всех отгруженных грузах дает возможность планировать размещение на грузовых площадях до прибытия вагонов на ж/д станцию. Сведения о товарных партиях, получаемых от грузоотправителей позволяют автоматически формировать предварительный первичный учетный документ порта с указанием всех необходимых реквизитов, отметил А.Лесняк. По факту формирования первичных документов в системе учета грузов производится автоматическая передача данных каждому клиенту по его грузовым партиям, принятым портом. По его словам, ведение федеральной базы данных ФТС с формированием документов учета в программном комплексе ВЭД-склад методом электронной заливки данных из базы учета порта позволяет исключить двойной ввод поступающей информации, что, в свою очередь, значительно ускоряет процедуру оформления и обработки грузов.
По информации НМТП, в выступлениях участников были затронуты проблемные вопросы, с которыми приходится сталкиваться при вывозе товаров как экспортерам, так и иным организациям, осуществляющим деятельность в морском порту Новороссийск, а также озвучены предложения по сокращению или исключению избыточных административных процедур, упрощению и ускорению бизнес-процессов, оцифровке отдельных государственных услуг и связанных с ними сервисов.
Фото: Новороссийская таможня