Длительное время китобойный промысел оставался прибыльным бизнесом. В дореволюционной России, за исключением нескольких не совсем удачных попыток отечественных промысловиков, им занимались иностранные компании, которых интересовали прежде всего собственные барыши. В первые годы советской власти также не обошлось без иноземного участия. В 1925 году был подписан концессионный договор с норвежским предпринимателем Кристеном Кристенсеном, который получил право бить китов в районе Камчатки. Поскольку господин Кристенсен при активной деятельности своей компании постоянно и уверенно скрывал истинные масштабы добычи китов и получения из них различного сырья, а, следовательно, и прибыли, то в 1927 году соглашение с ним расторгли.
Решено было организовать китобойный промысел уже собственными силами. В 1930 году в США был куплен сухогруз «Глен Ридж» водоизмещением 10 тыс. тонн, а в Норвегии, которая была одним из мировых лидеров в китовом промысле, заказали четыре малых китобойных судна специальной постройки. Вскоре первая советская китобойная база, получившая название «Алеут», отправилась на Дальний Восток. Все необходимые работы по переоборудованию бывшего сухогруза выполнили в Ленинграде, поскольку норвежцы, опасаясь конкуренции, эти работы производить отказались, скрепя сердце построив для СССР не четыре, а три китобойца.
Советская китобойная флотилия, получившая название «Алеут» в честь своего флагмана, успешно охотилась на китов в дальневосточных водах Советского Союза. Дальнейшим планам развития этой отрасли помешала Великая Отечественная война. После ее завершения руководство страны стало придавать китобойному промыслу большое значение, видя в нем и частичное решение остро стоявшей продовольственной проблемы. Добычу китов в тех условиях необходимо было осуществлять на новом качественном и количественном уровне.
Наиболее продуктивным регионом в этом отношении были воды Антарктики. Однако Советский Союз в середине 40-х годов не располагал судами специальной постройки для лова китов в этом районе земного шара. Первоначально проблема была решена за счет репараций. Советской стороне в числе прочих немецких кораблей и судов была передана китобаза «Викингер» вместе с флотилией из 15 китобойцев. Это было большое судно водоизмещением 38 тыс. тонн, построенное в Англии в 1929 году по норвежскому заказу. В 1938 году его приобрела для своих нужд Германия. В составе советского флота «Викингер» получил новое название «Слава» и в 1946 году впервые в истории отечественного промыслового флота отправился в антарктическую экспедицию. В первых рейсах участвовали нанятые опытные норвежские специалисты, в дальнейшем их заменили уже подготовленными отечественными.
Китобойный промысел был высокоэффективен в условиях восстановления советской экономики. Каждый успешный в промысловом отношении рейс «Славы» по объему пищевых продуктов равнялся забою на мясо около 2 млн голов овец. Китовый жир использовался в различных отраслях промышленности, другое добываемое сырье – амбра и спермацет – находили применение в парфюмерии и косметологии. Потребность в продуктах, получаемых из китов, была очень велика, и вскоре стало ясно, что мощности имеющихся в наличии китобойных флотилий, полученных по репарациям (кроме «Славы» для антарктического лова китов был переоборудован бывший немецкий лайнер «Гамбург», получивший название «Юрий Долгорукий»), были недостаточными. Было принято решение построить уже собственные китобазы.
Был разработан проект китобазы 392, строительство которой должно было осуществляться в Николаеве. Завод имени Андре Марти в августе 1956 года был переименован в судостроительный завод имени И.И.Носенко. В июне 1957 года на предприятии в торжественной обстановке состоялась закладка первого судна, получившего название «Советская Украина».
Китобаза являлась крупнейшим судном такого класса в мире. Ее полное водоизмещение составляло 45 тыс. тонн, она была способна переработать 75 туш китов в сутки. Корабль был оборудован вертолетной площадкой и поисковым вертолетом для обнаружения китовых стад. Численность экипажа и персонала перерабатывающего предприятия, расположенного на борту, составляла около 600 человек.
На фото: китобаза «Советская Украина»
Постройка «Советской Украины» шла высокими темпами – она была спущена на воду в январе 1959 года. Достройка на плаву длилась около 8 месяцев, и в том же году заказчик в лице Министерства рыбного хозяйства СССР принял судно от завода. В конце сентября 1959 года китобаза после комплекса испытаний прибыла в Одесский порт для подготовки похода в Антарктику. Через месяц, в октябре, «Советская Украина» ушла на промысел.
Новейшая китобаза хорошо зарекомендовала себя в применении по своему прямому назначению, и на освободившемся стапеле в том же году была осуществлена закладка еще одного судна проекта 392, получившего наименование «Советская Россия». В августе 1960 года ее спустили на воду, а в 1961 году она вошла в строй. В отличие от «Советской Украины», «Советская Россия» была приписана к порту Владивосток, хотя местом промысла также являлись антарктические воды.
Охота на китов приняла невиданный до этого времени размах. Для непосредственной добычи морских млекопитающих были спроектированы и поэтапно построены на николаевском заводе имени 61 Коммунара специальные китобойные суда проекта 393 типа «Мирный» в количестве 97 единиц. При полном водоизмещении 1200 тонн эти суда, имея в качестве главной энергетической установки четыре дизеля по 900 л.с. каждый, могли развить ход в 17 узлов. По двадцать таких китобойцев было приписано к «Советской России» и «Советской Украине», остальные были распределены по другим китобойным флотилиям.
В начале 1960-х годов четыре китобойца на заводе имени 61 Коммунара были переоборудованы в корабли-разведчики по проекту 363 А. Возросший объем добычи китов привел руководство Министерства рыбного хозяйства в азарт, и был дан заказ на проектирование третьей китобазы еще большего водоизмещения, которую предполагалось оснастить ядерной силовой установкой. Такое судно могло находиться в водах Антарктики практически неограниченное время с условием вахтовой смены экипажей, подвоза припасов и вывоза продукции рефрижераторами и сухогрузами.
На фото: бывшая китобаза «Советская Украина» перед разделкой на металл
По ряду причин, в первую очередь экономического характера, от этого амбициозного проекта отказались. Масштабное истребление китов привело к снижению объема их промысла уже к началу 1970-х годов. В 1980 году «Советская Россия» была переоборудована в рыбопромысловую базу, а «Советская Украина» завершила свою китобойную деятельность в 1987 году, когда СССР прекратил добычу китов. Позже ее переоборудовали в рыбоконсервный завод, а в середине 1990-х годов продали на слом в Турцию. Примерно в этот же период списали и «Советскую Россию».
(по материалам “Военного обозрения”)