Британское аналитическое агентство VesselsValue совместно с норвежской консалтинговой компанией ViaMar подготовило прогноз динамики стоимости судовых активов на период до 2022 года.
Во всех основных сегментах рынка ожидается рост с последующим замедлением или снижением.
Контейнеровозы
В контейнерном сегменте прогнозируется снижение динамики фрахтовых ставок во второй половине 2019 – первой половине 2020 года. Возобновления роста можно ожидать после разрешения торгового конфликта между США и Китаем.
Ставки тайм-чартера сроком на 6-12 месяцев на суда вместимостью 6,5 тыс. TEU достигли пикового показателя 2018 года, а на суда вместимостью 8,5 тыс. TEU даже превысили этот уровень. Стоимость крупнотоннажных PostPanamx’ов на вторичном рынке в 2019 году выросла, цены на небольшие фидерные контейнеровозы оставались на прежнем уровне либо увеличились незначительно.
Вступление в силу новых требований IMO по содержанию серы в бункере, по мнению VesselsValue и ViaMar, приведет к снижению скорости на сервисах или сохранению ее на нынешнем уровне, соответственно, предложение флота несколько сократится, что будет способствовать стабилизации спроса и предложения на контейнерном рынке – и росту фрахтовых ставок к 2022 году.
Стоит учитывать и то, что объем списания контейнеровозов растет – в течение первого квартала этого года было утилизировано 60 тыс. TEU.
Балкеры
В балкерном сегменте предложение флота в первом квартале этого года превышало спрос. Однако изменение конъюнктуры на рынках руды и угля привело к существенному росту фрахтовых ставок, которые до этого в первом квартале падали. В результате ставки на Capesize’ы увеличились более чем в четыре раза, с 3,5 тыс. долларов в день до 19,5 тыс. Ставки на суда других типоразмеров выросли не так сильно – если вообще выросли. Стоимость балкерных активов во втором квартале незначительно снизилась.
Во втором квартале увеличился объем списания судов, при этом приток новых заказов оставался на невысоком уровне, однако в сравнении с провалом 2017 года объем заказов увеличился, а цены на новострои поднялись. В 2019-2020 годах на рынок выйдут суда, заказанные на волне мини-бума в 2017-2018 годах, в среднем балкерный флот будет расти на 3,3% в год. При этом большого притока новых заказов не ожидается.
Танкеры
В танкерном сегменте динамика стоимости активов была положительной, хотя продуктовозы отставали по этому параметру от крупнотоннажных судов.
Прогнозируется, что рост спроса на перевозки в сочетании с замедлением роста флота, чему, в свою очередь, способствует увеличение объемов списания, даст импульс как ставкам фрахта, так и стоимости танкерных активов.
В то же время, негативным фактором являются торговые войны, которые могут ужесточиться.
СУГ-газовозы
В сегменте СУГ-танкеров доходы от эксплуатации крупнотоннажных газовозов во втором квартале существенно выросли на фоне роста производства СУГ в США при низком внутреннем потреблении. Избыточные объемы отгружаются в Азию, Латинскую Америку и Европу и формируют устойчивый спрос на суда для их перевозки. Экспорт продукции нефтехимии с Ближнего Востока снижается, однако на внутриазиатском направлении объемы растут, что позволяет сохранять ставки на существующем уровне.
В VesselsValue и ViaMar ожидают, что ставки на крупнотоннажные газовозы в течение ближайших лет будут оставаться на высоком уровне, хотя и не без некоторых сезонных колебаний. Основными драйверами рынка будут рост и изменения экспортных грузопотоков из США, в первую очередь пропана и бутана.
Стоимость крупнотоннажных и среднетоннажных СУГ-танкеров, по прогнозам, в 2019 и 2020 годах будет расти. Умеренный рост также ожидается в сегменте газовозов типоразмера Handy и малотоннажных СУГ-танкеров.