Чрезмерное регулирование, высокие ставки и отсутствие доступа к дешевым деньгам мешают российскому морскому транспорту быть конкурентоспособным. Таким мнением поделился с участниками 12-го международного форума и выставки «Транспорт России» заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин.
«Мы все знаем, что основной экспортный продукт сегодня в России – это углеводороды, соответственно, энергетика: либо наливные грузы, либо насыпные, в основном связанные в итоге со сжиганием, – сказал он. – То есть это те товары, которые в мире сейчас находятся в крайне конкурентной среде. В мире развивающихся технологий, очень доступного финансирования (кроме России) это означает, что каждая копейка, каждый цент экономии это и есть тот прирост эффективности, который позволяет оставаться на рынке. И морской транспорт является конкурентным преимуществом, которым мы можем воспользоваться, чтобы наши недра развить».
В качестве примера он привел Северный морской путь: «Это, безусловно, прорыв: на 30% меньше дистанция. Вот теперь вопрос – насколько мы сможем эти 30% более короткой дистанции конвертировать в экономически эффективную проходку».
«Теперь переходим к финансированию, – продолжил П.Сорокин. – Я открыл ипотечный калькулятор. Ставка 10% – это удвоение стоимости кредита за 15 лет (примерно на такой период берется кредит в судостроении). А ставка 3% – это всего лишь плюс 15% дополнения к стоимости кредита. Вы можете понять, что, если строить танкер и в итоге выплачивать в два раза больше стоимость, или же я должен 10-15% – все, это весь разговор, который должен идти».
«Чрезмерное регулирование, которое у нас есть, высокая ставка финансирования или отсутствие доступа к дешевым деньгам – эти два фактора перекрывают все что угодно. Потому что, если танкер будет стоить в два раза дороже, даже если он самый быстрый, я все равно ему не смогу дать конкурентоспособность», – считает замминистра.
В заключение он отметил, что стоимость топлива не является фактором конкурентоспособности. «Стоимость топлива часто можно перенести в цену, потому что она для всего мира одинаковая, она во всем мире возрастает, и мы от этого не теряем конкурентоспособность. А вот стоимость финансирования или излишнее регулирование, которое часто мы на себя взваливаем, это тяжело перенести. Ни один иностранец не поймет, почему он должен доплачивать в два раза больше за российскую проходку», – резюмировал П.Сорокин.