В штаб-квартире Международной морской организации (IMO) в Лондоне 22-26 октября состоялась 73-я сессия Комитета по защите морской среды (КЗМС 73). В работе КЗМС 73 приняли участие 95 делегаций стран-участниц и 3 ассоциированных члена ИМО, а также делегации неправительственных, международных и региональных организаций.
По информации пресс-службы Росморречфлота, в состав делегации Российской Федерации входили представители Постпредства России при IMO, Федерального агентства морского и речного транспорта и представители подведомственных Росморречфлоту организаций (ФГБУ «Морспасслужба», ФГБУ «АМП Балтийского моря» и ФГБУ «АМП Западной Арктики), а также АО «ЦНИИМФ» и ФАУ «Российский морской регистр судоходства».
На рассмотрение сессии было представлено 124 документов в рамках 18 пунктов повестки дня. Российская Федерация представила 3 документа, два из них – в соавторстве с другими государствами.
В фокусе работы 73-й сессии КЗМС были такие вопросы как снижение выбросов парниковых газов в международном судоходстве, совершенствования требований по предотвращению загрязнения атмосферы с судов, последовательного выполнения требований в отношении ограничений содержания серы в судовом топливе, разработки мер по снижению риска использования тяжелого топлива в Арктике.
В рамках принятой в апреле 2018 года первоначальной стратегии IMO по снижению выбросов парниковых газов с судов Комитет принял решение начать 2019 году обсуждение вопросов, связанных с практическими краткосрочными мерами по снижению выбросов, осуществления оценки возможных последствий применения таких мер для государств, а также проведения научного исследования для получения независимых данных, которые лягут в основание дальнейших решений IMO по разработке новых международных требований в области международного судоходства.
КЗМС принял поправки в Конвенцию МАРПОЛ, в соответствии с которыми с 1 марта 2020 года запрещается перевозка на судне топлива с содержанием серы более 0.50% в целях использования в качестве топлива. Эта поправка не распространяется на перевозки тяжелых нефтепродуктов в качестве груза, и направлена на обеспечение последовательного выполнения требования Конвенции МАРПОЛ о запрете с 1 января 2020 года использования судового топлива с содержанием серы более 0.50%.
Итогом рассмотрения вопроса выбросов парниковых газов с судов стало одобрение программы последующих действий, связанных с Первоначальной стратегией IMO по сокращению выбросов парниковых газов с судов, а также согласование содержания планируемого к проведению четвертого исследования ИМО в области парниковых газов и круг ведения для пятого межсессионного заседания рабочей группы по парниковым газам.
На сессии впервые рассматривался вопрос пластмассового мусора. В ходе обсуждения одобрен план действий по решению проблемы загрязнения моря пластмассовым мусором с судов. Дальнейшее обсуждение этой проблемы будет проведено в ходе 6-й сессии Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию (PPR), которое состоится в феврале 2019 года, на следующем заседании Комитета будут рассматриваться конкретные действия для решения этой проблемы.
Совместный документ Российской Федерации и Турции об исключении спасательных буксиров из требований Конвенции по управлению балластными водами получил поддержку в ходе пленарного заседания. Итогом обсуждения этого и других предложений по совершенствованию указанной конвенции стало одобрение Комитетом двух новых тем в программу работ Подкомитета PPR (с завершением в 2023 году) – Обзор Конвенции по управлению балластными водами, основываясь на собранных в ходе этапа накопления опыта данных и Срочные меры, вытекающие из вопросов, выявленных на этапе накопления опыта Конвенции по управлению балластными водами.
Делегации рассмотрели предложения по методологии проведения социально-экономической оценки последствий от введения запрета на использование и перевозку тяжелых сортов топлива в качестве топлива, включая совместный документ России и Канады по итогам работы соответствующей межсессионной корреспондентской группы. Большинством выступавших делегаций было принято решение направить все представленные документы на обсуждение 6-й сессии Подкомитета PPR, в ходе которой будет рассматриваться как вопрос введения такого запрета, так и проект Руководства по мерам снижения рисков, связанных с использованием и перевозкой тяжелого жидкого топлива на судах в качестве топлива в арктических водах.
В отношении разработки мер по снижению рисков использования тяжелого топлива в Арктике Комитет предложил провести оценку социально-экономических последствий для местного населения, связанных с возможным введением запрета на использование тяжелого топлива на судах в Арктике. По результатам рассмотрения представленных данных на предстоящей сессии Подкомитета IMO по предотвращению загрязнения и реагированию, которая пройдет в феврале 2019 г., начнется разработка комплекта соответствующих временных рекомендаций для использования государствами и судоходными компаниями, а также проект поправок в инструменты IMO по запрету использования тяжелого топлива в Арктике, включая определение сроков и порядка введения такого запрета.
В этой связи делегация РФ отметила, что решения по запрету на использование тяжелого топлива в Арктике и его перевозку на судах в качестве топлива, как и любые другие решения в Международной морской организации должны приниматься исключительно на основе рассмотрения обоснованных данных комплексной оценки последствий этих решений для отрасли.
Следующая 74-я сессия КЗМС состоится 13-17 мая 2019 года.
Фото: Росморречфлот