4 сентября этого года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Об изменениях и нововведениях в таможенном регулировании рассказала руководитель комитета по правовым вопросам Гильдии «Гермес», партнер юридической компании ООО «Магистраль» Марианна Чугаева в рамках конференции «Валютные контракты в существующих экономических реалиях. Последнее обновление», организованной деловым изданием «Эксперт Северо-Запад» и ПАО «Банк «Санкт-Петербург» при участии Гильдии «ГЕРМЕС».
«Хочется отметить, что Федеральный закон достаточно сложный для восприятия, содержит большое количество оценочных норм, – отметила в начале своего выступления М.Чугаева. – Но, тем не менее, изучать его нужно. В нем есть и положительные моменты, а также много возможностей, которые открываются перед бизнесом».
М.Чугаева остановилась на наиболее важных, по ее мнению, нововведениях.
Классификация товаров:
- Введена обязанность таможенных органов обосновывать принимаемые решения по классификации товаров с указанием конкретных причин («Ранее мы видели исключительно короткую формулировку, что не позволяло бизнесу понимать в чем, собственно, причина изменения кода. Зачастую судебные споры начинались исключительно, потому что люди не понимали, почему их товар классифицируют иначе», – пояснила М.Чугаева);
- Срок принятия решения о классификации товара, поставляемого в несобранном или разобранном виде, сохранен и составляет 90 дней. Введено ограничение по поставке компонентов товара в рамках одной внешнеэкономической сделки («Но, тем не менее, есть условие, что правительство может устанавливать перечень товаров, по которому можно все-таки будет ввозить компоненты в рамках нескольких контрактов. Скорее всего, это будет то, что не производится в России»);
- На 2 года увеличен срок действия предварительного решения классификации (с 3 до 5 лет);
- На 30 дней уменьшен срок принятия предварительного решения о классификации (с 90 до 60 дней).
Таможенная стоимость:
- отменена отдельная форма решения о корректировке таможенной стоимости. Теперь такое решение принимается в виде решения о внесении изменений в декларацию;
- установлена возможность принятия предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров (пока порядок досконально не определен).
Таможенные платежи:
- На стадии взыскания таможенных платежей любое третье лицо может заплатить платежи. При этом такое лицо не может требовать возврата уплаченных платежей;
- Введен конкретный (ограниченный) перечень действий, которые рассматриваются в качестве распоряжения авансовыми платежами (имеется в виду подача деклараций, корректировка деклараций или заявление на возврат);
- Определено конкретное время, в течение которого поступившие авансовые платежи должны отражаться на лицевом счете плательщика (это достаточно короткий срок – порядка 4 часов);
- Сокращен срок предоставления таможенными органами отчета о расходовании денежных средств – 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения (ранее это был месяц);
- Установлен прямой запрет уступки права требования к таможенным органам о возврате таможенных платежей;
- Срок возврата авансовых платежей сокращен с 30 календарных дней до 10 рабочих дней;
- Установлены документы, которыми должен быть зафиксирован факт излишней уплаты и излишнего взыскания суммы таможенных платежей;
- Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных платежей осуществляется без подачи отдельного заявления и только в форме зачета в счет авансовых платежей.
«Это важное существенное изменение, но здесь есть ложка дегтя, – отметила М.Чугаева. – Эти изменения по таможенным платежам пока не применяются. Их применение отложено ориентировочно до начала 2019 года».
Обеспечение исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей:
- Установлено, что если выпуск товаров осуществлен до завершения проверки и (или) при назначении экспертизы, то обеспечение не предоставляется в случае подачи декларации таможенным представителем при соблюдении некоторых условий;
- Денежный залог можно будет вернуть только в виде зачета в счет авансовых платежей;
- Возврат на банковские счета не предусмотрен.
Таможенные операции:
- Детально расписаны действия перевозчика при прибытии товаров в РФ. Также зафиксировано, что от имени перевозчика таможенные операции может осуществлять таможенный представитель. Ранее такой четкой формулировки не было;
- Таможенные органы в процессе совершения таможенных операций могут запрашивать необходимые сведения у других государственных органов (кроме того, могут запрашивать документы и у иностранных государств, ранее такой прямой нормы не было);
- Выделены категории товаров, в отношении которых совершение таможенных товаров производится в первую очередь;
- Установлены новые места временного хранения товаров;
- При переработке на таможенной территории лицо, получившее разрешение на переработку на таможенной территории, может передать его с разрешения таможенных органов иному российскому лицу при соблюдении определенных условий.
Обжалование:
- С 1 января 2022 года предусмотрена возможность подачи жалоб в электронном виде;
- Приостановить действие обжалуемого решения можно только в случае предоставления обеспечения (раньше это делалось исключительно через суд);
- Таможенный представитель и УЭО могут использовать свое реестровое обеспечение;
- Срок обеспечения таможенным органом – 7 рабочих дней с момента получения заявления о его приостановлении;
- Упрощенный порядок обжалования;
- Установлен пресекательный срок проведения таможенный экспертизы (теперь он составляет не более 4 месяцев).
Таможенные представители:
- Отсутствует условие включения в реестр таможенных представителей (наличие в штате специалистов по совершению таможенных операций);
- Во включении в реестр таможенных представителей будет отказано, если заявитель аффилирован с лицами, имеющими неисполненную обязанность по уплате таможенных платежей и налогов;
- Появились два новых основания для включения;
- Договор на оказание услуг таможенного представителя может быть теперь заключен не только напрямую с декларантом, но и с экспедитором (это некий плюс);
- Появилась возможность у таможенного представителя не исполнять солидарную обязанность, если решением суда или таможенного органа установлено, что таможенный представитель не знал должен был знать о незаконности ввоза и при декларировании использовались поддельные Документы, документы, полученные незаконным путем и не имеющие юридической силы;
- Таможенный представитель обязан публиковать на своем сайте тарифы и отчитываться об этом в ФТС.
Ряд положений вообще будут применяться после вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения №5 (Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и №8 (Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам) к Договору о ЕЭАС.
«Самое главное, что бизнес получил от нового закона, это статья 8, – сказала М.Чугаева. – Она говорит: Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц. Этого тоже не было, и это главный бонус, который получат участники ВЭД».