Одной из проблем, обсуждавшихся в ходе агентской конференции, организованной Ассоциацией морских агентов Санкт-Петербурга, была практика применения положений закона «О государственной границе» при проведении пограничного контроля судов и экипажа.
На конференции агенты говорили о невозможности списания иностранных моряков в российских портах при отсутствии у них российской визы – при том, что границу России они уже пересекли – по паспорту моряка и судовой роли, а 24-часовое пребывание на территории страны без визы законодательством допускается. Вопрос: почему бы не разрешить иностранному моряку доехать за 2 часа до аэропорта и покинуть страну?
Ответ представителя пограничной службы сводился к тому, что человек должен уезжать из страны в таком порядке и в таком статусе, как и в каком статусе он в страну прибыл. Прибыл как турист с визой – уезжай как турист с визой, а прибыл как моряк на судне – уходи как моряк на судне, а если хочешь покинуть страну уже не как моряк и не на судне – нужна виза. Это – требование закона, и, если хотим менять практику, нужно менять закон.
С судами ситуация ровно такая же – при изменении рейсового задания судно, если оно уже успело пересечь границу, все равно должно зайти в ранее назначенный порт, даже если погрузки не будет и рейс канцелирован – только для того, чтобы провести комиссию. Соответственно, судовладелец попадает на портовые сборы, оплату буксиров и прочие расходы.
Сейчас на внешнем рейде Большого порта Санкт-Петербург с 16 февраля стоит теплоход «Ямал Кречет», пришедший под погрузку стали на третьем районе. К намеченному сроку погрузки судно опоздало, и фрахтователь назначил новые даты погрузки, уже в начале марта. Однако в эти даты «Ямал Кречет» должен быть предоставлен к передаче в тайм-чартер другому фрахтователю в Архангельске под перевозку груза для Сабетты.
Представляющее интересы судовладельца ООО «СМП-Петербург» обратилось в КПП «Морской порт Санкт-Петербург-грузовой» с просьбой разрешить отход судна без захода в Санкт-Петербург. Ответ на данный момент получен устно в ходе телефонного разговора – это отказ: ввиду того, что судно вышло из иностранного порта и пересекло границу, оно подлежит оформлению.
Как отмечают в Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга, подобные ситуации в Большом порту возникают постоянно. При этом судовладельцы, вынужденные заводить суда в порт только ради проведения комиссии, теряют огромные деньги.
По оценке «СМП-Петербург», портовые сборы в Петербургском порту для такого судна как «Ямал Кречет» составят порядка 560 тыс. рублей, услуги буксиров обойдутся примерно в 400 тыс., еще 300 тыс. придется заплатить за швартовку и постановку к причалу.
В конечном итоге, отмечают в Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга, платит за все потребитель. «Негосударственный подход к решению таких мелких вопросов отпугивает грузоотправителей от морских портов. И никто из госорганов ответственности за это не несет, законами это не предусмотрено», – подчеркивают в Ассоциации.
Агенты предлагают разработать и внести изменения в федеральное законодательство с тем, чтобы учесть особенности морского бизнеса и исключить подобные коллизии в дальнейшем.
БЕССМЫСЛЕННОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ СУДОВ»
Бюрократичность «комиссий» государственных контрольных органов очевидна не только для участников транспортного рынка, но и для самих пограничников и таможенников. Зачем выстраивать суда в очередь, задерживая на несколько часов начало грузовых операций при приходе в порт и на несколько часов при отходе из порта? Чтобы проверить несколько бумажек и поставить на них важную синюю печать в паспорт моряка или «выгрузку разрешаю» на судовые документы? Почему нельзя сделать это никого не задерживая. Для чего и кому нужно сохранять в российских портах инструкции («типовые схемы») 30-х годов прошлого века? Чтобы сохранить штатную численность «проверяющих» чем-то занять их в порту? Для этого государство содержит пограничников и таможню в порту? Для этого «девушки» из РС ФСБ, преодолевая усталость «проверяют» по 4 парохода ежедневно? Спросите у них: сколько шпионов или контрабандистов они поймали за годы таких «проверок»? В какие суммы вылился ежедневный простой судов в ожидании «комиссии»? Ни в одном государстве мира не сохранились «комиссионный порядок оформления» приходов и отходов судов и технологии «работы с документами» прошлого века. Пограничников все устраивает. У них «такие инструкции».