По данным бизнеса, в Новороссийске таможня потребовала от терминалов отозвать генеральное разрешение на временное хранение в части обеспечения уплаты таможенных платежей при помещении на временное хранение товаров, страной происхождения, отправления и торгующей страной которых является Турция. Выгрузка контейнеров с турецкими товарами может быть разрешена при условии внесения обеспечения.
«Официально таможня не запрещает ввоз турецких товаров, однако искусственно создает препятствия для участников ВЭД. Помимо нахождения различных "насекомых" в турецких фруктах и отбора проб на таких товарах как пластиковые ведра идет искусственное затягивание досмотров и всего, что связано с выпуском грузов, – говорят источники SeaNews. – Также имеет силу постановление таможни о внесении обеспечения. Процедура никому не ясная и неразработанная, мешает дальнейшей работе с турецкими товарами».
Линии, столкнувшиеся с тем, что турецкие контейнеры не удалось выгрузить, ищут различные варианты решения проблемы. Кто-то предупредил клиентов, что турецкие грузы выгружаться не будут, кто-то предпочел придержать судно до прояснения ситуации, кто-то рассматривает возможность изменения ротации (как вариант – отмена заходов в турецкие порты или выгрузка турецких товаров в украинских). И все думают о других направлениях и других грузах.
Пока же все турецкие товары, пришедшие в Новороссийск, уходят обратно в Турцию. Для грузовладельцев это дополнительные расходы для клиентов на обратный фрахт и шифтинги на борту судна. Из того, что было выгружено ранее, выпустить ничего не удалось. В Лесном порту, рассказали SeaNews участники рынка, досмотра ждут около 800 контейнеров, на других терминалах полегче, но не намного. Бизнес надеется, что, может быть, удастся выпустить хотя бы ту часть грузов, что успела пройти карантин. Та часть, которая не успела, скорее всего, пойдет на реэкспорт.
В таких условиях многие импортеры вынуждены отказаться или временно ограничить импорт турецких товаров. Что касается замещения турецкого импорта, по оценке участников рынка, сделать это быстро и дешево будет сложно. К примеру, если взять мандарины, привезти рефконтейнер из Турции в Новороссийск в среднем стоит 1,5 тыс. долларов при сроке 5-6 дней, а из Марокко 2,5 тысячи и 18 дней. Есть еще и социальный аспект: в самом Новороссийске, по подсчетам наших читателей, порядка 200 экспедиторских и брокерских компаний, из них с турецкими товарами работает половина, в каждой компании занято от 2 до 30 человек. А есть еще перевозчики, склады, терминалы…