Пароходство в годы войны

Пароходство в годы войны

  • Северо-Западное пароходство подготовило историческую справку о том, как работали люди и суда пароходства в годы войны.

    В начале войны, летом 1941 года, 114 судов и 391 баржа Северо-Западного речного пароходства были переданы на судоремонтные предприятия Кронштадта, Шлиссельбурга и Новой Ладоги, где были дооборудованы для участия в боевых операциях. А уже в сентябре 1941 года все судоремонтные мастерские, заводы, порты, грузовые и пассажирские суда пароходства работали во фронтовых условиях в составе Ладожской военной флотилии. Через Ладожское озеро речными судами, а также буксирами и баржами, доставлялось продовольствие, боеприпасы, снаряжение и военная техника, а из осажденного города эвакуировались люди и ценное промышленное оборудование.

    Во время войны суда пароходства осуществляли буксировку эсминцев, выводя их из-под обстрела вражеской артиллерии. За короткий период времени речные буксиры переоборудуются в военные тральщики и сторожевые корабли ВМФ, а баржи – в плавучие базы с зенитными батареями и аэростатами воздушного заграждения.

    Новая трасса, положившая начало «Дороге жизни», по которой предстояло осуществлять доставку грузов в осажденный Ленинград, начиналась от причалов в Гостинополье, находивших на левом берегу Волхова. Здесь проходила железная дорога, по ней с тыла прибывали грузы и из вагонов перегружались на баржи. После погрузки их буксировали 35 километров по реке Волхов через Званку в Новую Ладогу, а затем пароходы вели баржи 115 километров по Ладожскому озеру, минуя остров Сухо, в Осиновец.    

    «Эта трасса была не просто опасной зоной, – вспоминал «Дорогу жизни» начальник Невско-Ладожского участка Виктор Константинович Шурпицкий, – здесь были подлинно

    фронтовые условия. Ежедневные бомбежки и обстрелы водного пути привели к гибели людей, судов, автомашин. В обязанности речников входили не только перевозки грузов Ленинграду, но и выполнение тральных, промерных работ и восстановление судоходной обстановки (буи, вехи) на Ладожском озере.

    Через рейды Осиновецкого и Кабоно-Карежского портов проходило до 150 судов в сутки.

    «Фашисты ставили перед собой задачу разрушить построенные порты, – вспоминал главный диспетчер СЗРП, руководитель движения на Ладоге Леонид Григорьевич Разин, – Но наносившиеся фашистскими стервятниками повреждения немедленно устранялись».

    В 1942 году свыше трех с половиной тысяч речников Северо-Западного бассейна осуществляют транспортное сообщение Ленинграда с Большой землей. Во время второй военной навигации в Ленинграде перевезено более 790 тыс. тонн грузов, 400 тысяч человек эвакуированы на Большую землю, а на Ленинградский фронт переправлены 290 тысяч военнослужащих.

    Активно работает пароходство и в последующие военные годы: в навигацию 1943 года судами СЗРП перевезено около 750 тыс. тонн грузов, а в 1944-938 тысяч тонн.

    Особенно отличились в боевых действиях экипажи пароходов «Бриллиант» (капитан Малышев), «Никулясы» (капитан Мишенькин), «Морской лев» (капитан Ишеев), «Орел» (капитан Ерофеев).

    Героическая работа речников на Ладожском озере была высоко оценена Государственным комитетом обороны и советским правительством. В сентябре 1942 года СЗРП было вручено Красное Знамя ВУСПС и Наркомата речного флота.

    Во всех операциях, связанных с перевозкой грузов для блокадного Ленинграда, Ладожская военная флотилия во главе с командующим капитаном первого ранка, а позже вице-адмиралом В.С.Чероковым сыграла исключительную роль.

    После окончания Великой Отечественной войны 27 судов были названы именами героев-речников.

    За вклад в общее дело Победы советского народа в Великой Отечественной войне в 1946 году Северо-Западному речному пароходству Комитетом обороны на вечное хранение было  передано Красное знамя ГКО. В 1975 году имя пароходства было увековечено на памятной доске мемориала героическим защитникам обороны Ленинграда.   


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    14.08.2015
    Авиакомпания «Волга-Днепр» поделилась опытом доставки мобильных буровых установок из Льежа (Бельгия) в Эль-Кувейт (Кувейт). […]
    25.05.2015
    SeaNews has asked Tom Hyldelund, CEO Maersk Russia, Finland and Baltic Countries, to evaluate […]
    20.11.2015
    Agility запустила собственную линию по доставке сборных грузов из Европы в Россию. Как сообщили […]
    06.07.2015
    С 29 июня по 3 июля в Лондоне в штаб-квартире Международной морской организации состоялась […]
    27.08.2015
    Альянс G6 отменил еще несколько рейсов на трейде Азия – Европа. По информации линий, […]
    02.06.2015
    Wartsila разработала четыре новых проекта фидерных контейнеровозов. Основная задача, которую решали разработчики, – добиться […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.