Логистические операторы идут в регионы

Логистические операторы идут в регионы

  • Sorry, this entry is only available in Рус.

    Логистические операторы идут в регионы Развитие логистической индустрии в регионах России происходит в условиях практически полного отсутствия конкуренции. Кроме того, региональные рынки характеризуются фрагментарностью, наличием большого количества мелких игроков, недостатком собственных средств для развития бизнеса у большинства российских транспортно-экспедиторских компаний. О тенденциях развития логистики в российских регионах делегатам Первой международной конференции “FREIGHT-2007: Логистика и управление цепочками поставок” рассказала руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами департамента складской и индустриальной недвижимости компании Knight Frank Марина Юсова. В экономике Российской Федерации основными производящими и инвестиционно емкими являются столичные рынки (Москва и Московская область, Санкт-Петербург) и рынки двух нефтегазодобывающих территорий (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Каркас современной экономики России составляют 13 городов-миллионников, среди которых Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов, Омск, Челябинск. Именно здесь сосредоточены основные трудовые ресурсы, население с быстро растущими доходами, внутренние инвестиции и современные формы хозяйствования, наиболее активно обновляется инфраструктура и экономические институты. По этим причинам к городам с населением около и более миллиона человек привязаны ключевые потребительские рынки страны. Валовый региональный продукт, по данным Росстата, составляет в Москве 3 600 000 млн руб., в Ханты-Мансийском автономном округе – 1 578 000 млн руб., в Московской области – 700 000 млн руб., в Санкт-Петербурге – 633 600 млн руб., в Ямало-Ненецком автономном округе – 567 700 млн руб., в Республике Татарстан – 510 000 млн руб., в Красноярском крае – 470 000 млн руб., в Свердловской области – 461 000 млн руб., в Самарской – 425 000 млн руб.. Приведенные цифры наглядно демонстрируют, что лидирующие позиции в рейтинге занимают Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Томская и Свердловская области, Пермский край. Однако при исследовании экономической ситуации в регионах следует помнить, что, в отличие от Москвы Петербурга, разные области имеют свою специфику развития рынка. В последнее время ситуация характеризуется тем, что основное развитие логистики происходит в большей степени вследствие роста потребительских доходов. Соответственно, происходит увеличение спроса на товары и услуги, что увеличивает объем оборота розничной торговли. Такие факторы как рост промышленного производства и транзитных грузопотоков по территории страны оказывают влияние на развитие логистической отрасли в меньшей степени, хотя нельзя недооценивать расширение экспортно-импортных операций и выход на региональные рынки российских и западных розничных сетей, которые также способствуют активному развитию экономики в целом и расширению рынка логистических услуг в частности. Одной из современных тенденций, по словам М. Юсовой, является попытка переноса основной нагрузки по таможенному оформлению, обработке и складированию грузов на региональные транспортно-логистические центры. Ключевыми показателями с точки зрения развития логистической инфраструктуры в регионах являются уровень развития торговой недвижимости, транспортно-логистическое положение города и региона, объем грузооборота и структура грузопотоков. По транспортному положению – наличию ключевых автомобильных и железнодорожных магистралей, удобству сообщения с другими крупными региональными центрами и целесообразности перевалки грузов она выделила несколько потенциальных логистических узлов: Ростов-на-Дону и Краснодар – для Северного Кавказа, Самару – для Среднего и Нижнего Поволжья, Екатеринбург – для Уральского региона, Новосибирск и Кемерово – для Южной Сибири. В перспективе с развитием региональных рынков Восточной Сибири и Дальнего Востока, изменением направлений грузопотоков и усилением экономического влияния Китая, на роль серьезных логистических центров будут претендовать Красноярск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток. В настоящее время на рынке складской недвижимости в регионах четко прослеживается ряд взаимосвязанных тенденций: недостаток предложения качественных складских площадей приводит к тому, что на рынке остается большой объем неудовлетворенного спроса на складское обслуживание высокого уровня. Такая ситуация позволяет владельцам складов предлагать арендаторам – логистическим операторам – помещения по высоким ставкам. Последние также вынуждены повышать цены на свои услуги, чтобы покрыть расходы на аренду помещений и получить прибыль. Начиная с 2000г. оборот розничной торговли в большинстве регионов России имеет стабильный прирост свыше 10% в год. Из ключевых регионов умеренные показатели лишь у Пермской, Иркутской, Воронежской и Нижегородской областей и Красноярского края. Предварительные данные 2006г. показывают серьезный рост потребительских рынков большинства городов с населением более миллиона человек. Прирост оборота розничной торговли в некоторых из них достигает 20-30%. Исходя из этого, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами департамента складской и индустриальной недвижимости выделила следующие основные тенденции развития логистической индустрии: происходит глобализация деятельности компаний-клиентов, которые все более концентрируются на своей профильной деятельности, отдавая логистику на аутсорсинг. При этом наблюдается сокращение жизненного цикла продукции, и новые подходы к маркетингу заставляют производителей стремиться к сокращению логистической цепочки. Одновременно широкое применение IT-технологий приводит к усложнению логистических решений. Консолидация рынка, в первую очередь за счет международных слияний и приобретений и выхода на новые географические рынки, позволяет крупным транспортно-логистическим компаниям еще более усилить свое влияние. При этом возрастание роли добавленной стоимости услуги способствует повышению конкурентоспособности участников рынка. По оценке М. Юсовой, важным моментом является тот факт, что динамика российского рынка в течение последних 2-3 лет определялась не столько стремлением компаний-клиентов к оптимизации бизнес-процессов за счет аутсорсинга логистических услуг, сколько ростом потребностей в транспортировке и складировании грузов. Развитие логистической индустрии в регионах России, по наблюдениям специалистов Knight Frank, происходит в условиях практически полного отсутствия конкуренции. Они связывают это с воздействием внутренних факторов, таких как высокие темпы роста рынка в условиях оживления экономики и увеличения потребительского спроса, неравномерность развития отдельных сегментов и слабая географическая диверсификация предоставляемых услуг, непрозрачность отдельных секторов экономики, отсутствие достоверной экономической информации о деятельности компаний и относительно слабое влияние западных логистических операторов (за исключением услуг 3PL, международных перевозок и рынка экспресс-доставки). Кроме того, региональные рынки характеризуются фрагментарностью, наличием большого количества мелких игроков, недостатком собственных средств для развития бизнеса у большинства российских транспортно-экспедиторских компаний. Тенденцией региональных рынков является стремление к объединению логистических компаний, ускорение процесса формирования крупных транспортно-логистических холдингов, характерные для начала консолидации рынка. К внешним факторам, усиливающим конкуренцию на рынке логистических услуг, М. Юсова отнесла рост спроса на комплексные высококачественные логистические услуги и повышение инвестиционной привлекательности отрасли, особенно в сегменте складских услуг; развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе за счет перенаправления капитала из других отраслей; рост заинтересованности инвестиционных компаний и промышленных холдингов, обладающих значительными финансовыми средствами, в расширении своего присутствия на рынке транспортно-логистических услуг. Кроме того, определяющее влияние на формирование рынка в регионах имеет государственное регулирование в области тарификации и отсутствие механизмов государственной поддержки отечественных компаний. Knight Frank, опираясь на маркетинговые исследования в области складского девелопмента в регионах, выделяет несколько ключевых факторов, определяющих тенденции развития логистического процесса в ближайшие несколько лет. Первое – существующий дефицит профессиональных строительных компаний на региональных рынках. Второе – увеличение накладных расходов на транспортировку качественных стройматериалов и профессиональный персонал. Третье – климатические факторы, специфичные для каждого региона. Девелопмент осуществлять становится труднее из-за невозможности использования наработанных в другом регионе методик и технологий строительства. Особенности строительства в условиях Южной Сибири и Южной Европы сильно различаются между собой. И, наконец, далеко не все потенциальные инвесторы готовы участвовать в складских проектах из-за высоких административных рисков. Суммируя вышесказанное, М. Юсова сделала следующий вывод: отечественные компании обладают рядом преимуществ (например, знание локального рынка и т.д.), что позволяет им успешно конкурировать с иностранными девелоперами в регионах. Как правило, на начальном этапе освоения рынка иностранные компании-клиенты используют преимущественно собственные или местные логистические ресурсы и лишь при существенном расширении объемов операций начинают привлекать крупных западных операторов. Западные компании предпочитают использовать услуги одного логистического оператора, с которым создают единую сеть объектов. Недостатком местных операторов является отсутствие четко функционирующей транспортно-логистической системы за пределами Москвы. Этот фактор препятствует активному продвижению торговых сетей и компаний-производителей в регионы и вынуждает их искать альтернативные пути решения проблемы. Местные логистические компании, к которым они обращаются, не всегда могут предоставить весь спектр необходимых услуг. Таким образом, при выходе на региональный рынок компании, как логистические, так и торговые попадают в замкнутый круг: присутствие логистических операторов наблюдается в местах концентрации ритейла. При этом торговые сети не рискуют расширять свое присутствие в регионах без поддержки надежного и проверенного логистического партнера. Такая же проблема возникает и у девелоперов, реализующих складские проекты на региональных рынках. В условиях дефицита качественных площадей возникает необходимость в привлечении квалифицированных консультантов, которые совместно с представителями торговых сетей и логистических компаний разрабатывают стратегию выхода проекта на региональный рынок, подбирает девелопера, удовлетворяющего требованиям каждой из сторон. Подобная схема позволяет оптимизировать взаимодействие всех участников этого процесса – девелопера, логиста и торгового оператора, а также дает им гарантию того, что предоставляемые ими услуги будут востребованы, что многократно снижает риски, связанные с реализацией регионального проекта. Светлана Гудкова


  • Leave a Reply

    Related content
    No publications found
  • Login
  • No Fields Found.