Восток наступает?

Восток наступает?

  • Sorry, this entry is only available in Рус.

    Вчера правительством РФ был одобрен проект закона о морских портах и поправки в “Закон об ОЭЗ”, открывающие дорогу появлению в стране портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Где именно возникнут подобные зоны, станет ясно только в конце года, а следовательно, одобрен законопроект о ПОЭЗ будет не раньше весны 2008г. Пока известно только то, что ПОЭЗ обязательно будут на Севере (портами-претендентами назывались Мурманск и Архангельск), Северо-Западе (Калининград, Усть-Луга, Петербург), Юге (Новороссийск, Туапсе, Сочи) и Дальнем Востоке (Владивосток, Восточный) страны. Законопроект подразумевает привлечение частных инвестиций в развитие морских и речных портов. Вчера же главой МЭРТа Германом Грефом была озвучена информация о том, что переговоры с иностранными компаниями на эту тему ведутся. Европейцы в списке потенциальных инвесторов пока что не значатся, хотя, как правило, именно их организация портовой деятельности ставится в пример отечественным стивидорам. Зато, по некоторым данным, в списках значатся сингапурская PSA International, а также госкомпания из ОАЭ Dubai Ports World (DP World). Если с первыми переговоры по поводу участия в работе российских ПОЭЗ прошли в марте на 2-м экономическом форуме “Россия-Сингапур”, где PSA International подтвердила свое неравнодушие к будущему порта Восточный, то все, что касается арабской компании если и не является тайной за семью печатями, то чем-то близким к этому. Такое положение дел в отношении DP World связывают с прошлогодним скандалом в США. Напомним, купив в начале 2006г. P&O, арабы получили в управление в том числе и американские терминалы компании в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Филадельфии, Балтиморе, Новом Орлеане и Майами. Однако конгрессмены США не захотел видеть на своих стратегических объектах людей из страны, власти которой подозревали в финансировании “Аль-Каиды”, заявив, что присутствие DPW в портовом бизнесе США угрожает безопасности государства. Разгорелся крупный скандал, и DP Word была вынуждена продать американские активы P&O. Российского президента, похоже, такая перспектива не страшит. Квинтэссенция отношения советского человека к территории от Черного моря до Тихого океана – “восток – дело тонкое” – подразумевает, что можно извлечь выгоду и из того, что оказалось где-то негоже. Складывается впечатление, что слишком многого хотящие европейцы становятся для страны не очень-то и интересными. Восточный крен в российских бизнес-проектах все чаще себя проявляет. Кстати, в ходе арабского турне Владимира Путина, состоявшегося после “мюнхенского выговора”, саудовские бизнесмены говорили российскому президенту именно об особых условиях для инвестиций, свободных экономических зонах и снижении таможенных пошлин. Достичь в Эр-Рияде каких-то существенных договоренностей о привлечении ОАО “РЖД” к работам по строительству на Аравийском полуострове железнодорожной ветки тогда не удалось. Однако посещение Ближнего Востока аукнулось разговорами с DP World, хотя Объединенные Эмираты в феврале и не входили в президентский маршрут. Между тем, компания из ОАЭ уже имеет российский бизнес – на Дальнем Востоке, в Приморье. 25% акций ООО “Восточная стивидорная компания” (ВСК), которая ведет перевалку контейнеров в порту Восточный, принадлежит DP World (остальными 75% владеет “Северстальтранс”). Самое интересное, что в Россию DPW пришла тогда же и таким же образом, как и в Америку – акции ВСК перешли к DPW все от той же P&O. Отметим, что именно на порт Восточный ориентировано и будущее участие в портовых ОЭЗ сингапурской PSA International. Приход инвесторов из ОАЭ и Сингапура должен положительно сказаться на морской транспортной отрасли России. Появление ПОЭЗ с их таможенными, налоговыми и политическими льготами – хороший сигнал для зарубежных инвесторов, главное ненароком не включить “задний ход”, что уже случалось, и на чем уже обжигались европейские компании, желающие работать в России. Кроме этого, заставляет задуматься выбор зарубежных компаний, а именно – Восточный порт. Между Балтийским и Черным морями и Тихим океаном, предпочтение было отдано океанским глубинам. Желание обезопасить себя от санитарного кордона европейских портов и заполучить основной объем грузов вполне оправдано.


  • Leave a Reply

    Related content
    No publications found
  • Login
  • No Fields Found.