Вчера правительством РФ был одобрен проект закона о морских портах и поправки в “Закон об ОЭЗ”, открывающие дорогу появлению в стране портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Где именно возникнут подобные зоны, станет ясно только в конце года, а следовательно, одобрен законопроект о ПОЭЗ будет не раньше весны 2008г. Пока известно только то, что ПОЭЗ обязательно будут на Севере (портами-претендентами назывались Мурманск и Архангельск), Северо-Западе (Калининград, Усть-Луга, Петербург), Юге (Новороссийск, Туапсе, Сочи) и Дальнем Востоке (Владивосток, Восточный) страны. Законопроект подразумевает привлечение частных инвестиций в развитие морских и речных портов. Вчера же главой МЭРТа Германом Грефом была озвучена информация о том, что переговоры с иностранными компаниями на эту тему ведутся. Европейцы в списке потенциальных инвесторов пока что не значатся, хотя, как правило, именно их организация портовой деятельности ставится в пример отечественным стивидорам. Зато, по некоторым данным, в списках значатся сингапурская PSA International, а также госкомпания из ОАЭ Dubai Ports World (DP World). Если с первыми переговоры по поводу участия в работе российских ПОЭЗ прошли в марте на 2-м экономическом форуме “Россия-Сингапур”, где PSA International подтвердила свое неравнодушие к будущему порта Восточный, то все, что касается арабской компании если и не является тайной за семью печатями, то чем-то близким к этому. Такое положение дел в отношении DP World связывают с прошлогодним скандалом в США. Напомним, купив в начале 2006г. P&O, арабы получили в управление в том числе и американские терминалы компании в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Филадельфии, Балтиморе, Новом Орлеане и Майами. Однако конгрессмены США не захотел видеть на своих стратегических объектах людей из страны, власти которой подозревали в финансировании “Аль-Каиды”, заявив, что присутствие DPW в портовом бизнесе США угрожает безопасности государства. Разгорелся крупный скандал, и DP Word была вынуждена продать американские активы P&O. Российского президента, похоже, такая перспектива не страшит. Квинтэссенция отношения советского человека к территории от Черного моря до Тихого океана – “восток – дело тонкое” – подразумевает, что можно извлечь выгоду и из того, что оказалось где-то негоже. Складывается впечатление, что слишком многого хотящие европейцы становятся для страны не очень-то и интересными. Восточный крен в российских бизнес-проектах все чаще себя проявляет. Кстати, в ходе арабского турне Владимира Путина, состоявшегося после “мюнхенского выговора”, саудовские бизнесмены говорили российскому президенту именно об особых условиях для инвестиций, свободных экономических зонах и снижении таможенных пошлин. Достичь в Эр-Рияде каких-то существенных договоренностей о привлечении ОАО “РЖД” к работам по строительству на Аравийском полуострове железнодорожной ветки тогда не удалось. Однако посещение Ближнего Востока аукнулось разговорами с DP World, хотя Объединенные Эмираты в феврале и не входили в президентский маршрут. Между тем, компания из ОАЭ уже имеет российский бизнес – на Дальнем Востоке, в Приморье. 25% акций ООО “Восточная стивидорная компания” (ВСК), которая ведет перевалку контейнеров в порту Восточный, принадлежит DP World (остальными 75% владеет “Северстальтранс”). Самое интересное, что в Россию DPW пришла тогда же и таким же образом, как и в Америку – акции ВСК перешли к DPW все от той же P&O. Отметим, что именно на порт Восточный ориентировано и будущее участие в портовых ОЭЗ сингапурской PSA International. Приход инвесторов из ОАЭ и Сингапура должен положительно сказаться на морской транспортной отрасли России. Появление ПОЭЗ с их таможенными, налоговыми и политическими льготами – хороший сигнал для зарубежных инвесторов, главное ненароком не включить “задний ход”, что уже случалось, и на чем уже обжигались европейские компании, желающие работать в России. Кроме этого, заставляет задуматься выбор зарубежных компаний, а именно – Восточный порт. Между Балтийским и Черным морями и Тихим океаном, предпочтение было отдано океанским глубинам. Желание обезопасить себя от санитарного кордона европейских портов и заполучить основной объем грузов вполне оправдано.
30.03.2007
Восток наступает?
Related content
No publications found
Container Shipping
Show All
04.04.2025
FESCO Ships First Dates from UAE to Russia
27.03.2025
Terminal Tractors for Vladivostok
Goverment Regulation
Show All
08.04.2025
Head of Astrakhan Customs Appointed
07.03.2025
Appointment with Federal Customs Service
28.02.2025
Russia Suspends Petrol Export
12.02.2025
Appointment with Federal Customs Service
Vacancies
Show All
No publications found