Главной проблемой переориентации российского логистического рынка на Дальний Восток эксперты считают недостаточное развитие инфраструктуры. И это факт. Но регион готов принять логистический вызов, и пример тому планы на строительство в кратчайшие сроки контейнерных терминалов, инвестиции в портовую инфраструктуру, создание дальневосточных судоходных линий, запуск новых жд сервисов. Как удержаться на рынке, как повлияет на этот рынок появление новых игроков, чем азиатские перевозчики уступают российским – своим мнением поделился генеральный директор ООО «Тикитак Логистик» Денис Родин (г. Владивосток).

«Предполагаю, что работа таких линий в целом не окажет какого-то существенного влияния на контейнерную сферу в части ее многостороннего развития, – продолжил Д.Родин. – В большинстве своем компании эксплуатируют морские суда с вторичного рынка, которые взяты ими в аренду. В части влияния на грузовые потоки, по всей видимости, такие компании немного разгрузят рынок и займут свое место, но большая часть грузового потока все равно на ближайшие 2-3 года останется за ключевыми игроками в этом сегменте, которые имеют многолетнюю морскую экспертность в этих вопросах и имеют собственный флот».
Также Д.Родин затронул вопрос с задержками на Дальнем Востоке опасных грузов. Об этой проблеме писали СМИ, указывая на несколько причин сложившейся ситуации. «Все возможные причины были уже изложены в прессе и новостных постах, – сказал он. – Я лишь хочу добавить, что в период август – сентябрь наступает пик сезона, и часто этот фактор становится ключевым. Уже в середине лета ключевая российская судоходная компания отказывала в размещении контейнеров с опасным грузом на свои судах и не все, кто хотел доставить опасный груз во Владивосток, смог это сделать. В середине сентября азиатские морские перевозчики на Дальнем Востоке по импортным отправкам заявляли об овербукинге. Как раз сказывается пик сезона. В октябре на мой взгляд ситуация у морских перевозчиков не сильно изменится в отличие от сентября. Суда будут полностью загружены грузом. Ведь впереди Новый год и праздники».
Д.Родин подчеркнул, что перед российскими транспортными компаниями стоит не простая задача в удержании своей доли на рынке, поскольку азиатские перевозчики все чаще «проникают в рынок» и становятся полноценными участниками. «На мой взгляд, не все здорово у азиатских перевозчиков с уровнем сервиса, – сказал Д.Родин. – Российские компании находятся на порядок выше в этой части. Сейчас в большей степени рынок контейнерных перевозок представляют люди моего поколения, а то и младше. Я сейчас говорю про людей, которые заняты работой на местах. И, конечно, нам намного удобнее и эффективнее работать в специальных онлайн-сервисах, чем высчитывать ставку в каком-то не понятном файле Excel. Пока агенты и морские азиатские перевозчики сильно отстают в этом показателе от российских перевозчиков. И вообще с учетом технической возможности в настоящий момент на мой взгляд в сегменте морских контейнерных перевозок, мультимодальных контейнерных перевозках нет современного IT-решения, которое отвечала бы потребностям рынка».
По мнению Д.Родина, для многостороннего решения задач по предоставляемому сервису в мультимодальных перевозках необходимо создание уникальной IT-платформы на базе одной из компаний в России.
«На реализацию крупных инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры в Приморье будет направлено почти 400 млрд. рублей. Об этом говорил губернатор Приморского края на Восточном экономическом форуме-2022, – продолжил Д.Родин. – Сейчас в регионе развивают специализированный угольный терминал мощностью 12 млн тонн с дальнейшим развитием до 20 млн тонн. В части контейнерных терминалов отдельного внимания на мой взгляд заслуживает строительство контейнерного терминала мощностью до 475 тыс. TEU в бухте Золотой Рог, который сможет обрабатывать как экспортные, так и импортные грузы. Инвестиции составят 3,1 млрд. рублей. Специализацией терминала станет осуществление перевалки контейнерных грузов импортного и экспортного потоков широкой номенклатуры, а также отправка ускоренных контейнерных поездов в крупные транспортные узлы Сибири, Урала, центральной и западной частей России. Терминал станет продолжением имеющегося порта, а его площадь увеличат за счет создания искусственного участка».
«Поэтому модернизация существующего объекта и цифровизация внутрипортовых процессов путем создания нового терминала в Бухте Золотой рог станет очередным прорывом в портовой инфраструктуре в Дальневосточном регионе», – считает Д.Родин.
«Ковидная логистика» и работа логистических компаний в нынешних условиях показали, что дела с вопросами контейнерной портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке стоят наиболее остро. Увеличение грузового потока в те времена сильно отразилось практически на всех направлениях», – резюмировал Д.Родин.
Фото предоставил Д.Родин