Со второй половины 2021 года российский танк-контейнерный рынок начал восстанавливаться, и в настоящее время его объем вышел на пиковые значения, заявил директор департамента мультимодальных перевозок «Инфотек-Балтика» Максим Тюльпаков на конференции «TransCont», организованной в Москве Heavy World и ICF.
«Рынок танк-контейнерных перевозок в России динамично развивался до 2020 года, демонстрируя высокие темпы относительно других сегментов на сети РЖД – в среднем 20% в год, – сказал М.Тюльпаков. – И мы вышли на пик рынка в 2019 году».
Он отметил, что со второго полугодия 2020 года и до июня 2021 года рынок танк-контейнерных перевозок сокращался. «В 2021 год рынок в принципе стабилен, не растет доковидными темпами и показывает динамику небольшого снижения по отношению к 2019 году – до 1% в год».
По словам М.Тюльпакова, со второй половины этого года рынок начал восстанавливаться, в настоящее время его объем вышел на пиковые значения.
«Мы, как и участники других рынков, испытали влияние пандемии, – продолжил он. – Первую половину 2020 года мы росли, а во второй – начали падать, из-за снижения промышленного производства в России на фоне пандемии. Это падение завершилось фактически только сейчас. Мы видим, что и январь-апрель 2021 года были для нас не очень хорошими, сейчас рынок восстанавливается. Хотелось бы, чтобы он восстанавливался быстрее, но, к сожалению, у рынка свои законы».
Драйверами роста грузовой базы в 2021 году стали серная кислота, удобрения, ксилол, смолы синтетические. По данным М.Тюльпакова, за 10 месяцев этого года рост грузовой базы по жидким удобрениям составил 77 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по каустику произошло снижение на 91 тыс. тонн. «Мы видим, что серная кислота прибавляет – в этом году рынок вырос на 7%. Выросли минеральные удобрения (+34%). Правительство намерено ограничить экспорт минеральных удобрений, и мы тоже находимся на развилке: будет расти рынок или нет. Внутренний рынок, скорее всего, будет расти, а экспорт высокими темпами – вряд ли», – сказал он.
Росту российского танк-контейнерного рынка, по мнению М.Тюльпакова, могут способствовать несколько факторов. Это прирост грузовой базы вслед за ростом производства, контейнеризация для получения тарифных эффектов, замещение танк-контейнерами подлежащих списанию цистерн (цистерны в нашей стране имеют тенденцию уходить из оборота, парк стареет, отметил он), развитие мультимодальных перевозок, а также нишевые проекты.
«У грузоотправителей есть «танкобоязнь», они боятся танк-контейнеров, – сказал М.Тюльпаков. – Всю жизнь возили в цистернах. Но если посмотреть на тарифные преференции, которые дает танк-контейнер, мы видим, что танк-контейнер очень выгоден. Однако мы видим поразительный факт по итогам 10 месяцев этого года: например, серная кислота. На расстояние от 1 тыс. до 3 тыс. км только 60% объемов серной кислоты перевозится в цистернах, остальное – в танк-контейнерах. А свыше 3 тыс. км серная кислота перевозится исключительно в танк-контейнерах».
М.Тюльпаков добавил, что парк цистерн стареет и списывается. Соответственно, в ближайшее время объемы перейдут на танк-контейнеры и дадут рост в этом сегменте.
«В 2022 году рост грузовой базы в танк-контейнерном сегменте составит около 5-6%, – поделился прогнозами М.Тюльпаков. – Средние темпы роста сегмента до 2025 года сохранятся высокими и будут на уровне 7% в год. Доля танк-контейнернерного сегмента в перевозках жидких грузов в 2022 году увеличится до 17%, к 2025 году – до20%».
Также он назвал ключевой риск для танк-контейнерного сегмента – неопределенность тарифной политики РЖД в рамках введения нового прейскуранта с 2025 года, а также попытки перевозчика пересмотреть текущие утвержденные долгосрочные подходы к тарифообразованию (РЖД на 2022 год предложен рост тарифов свыше 11% по контейнерным перевозкам при базовой индексации 6,8%).
«Мы прогнозируем рост танк-контейнерного рынка. Единственное – мы не знаем, что ждать от РЖД. Если тарифные эффекты будут такие, как сейчас, то да рынок будет расти. Если танк-контейнера будут уравнивать с вагонами. Рынок очень зависим от тарифов», – резюмировал М.Тюльпаков.