О новом ФЗ О таможенном администрировании

О новом ФЗ О таможенном администрировании

  • Sorry, this entry is only available in Рус.

    Выступая на агентской конференции, организованной Ассоциацией морских агентов Санкт-Петербурга в честь 20-летия Ассоциации, вице-президент «Деловой России», руководитель экспертной группы Агентства стратегических инициатив Виталий Сурвилло остановился на перспективах доработки и принятия федерального закона о таможенном администрировании и на основных трендах развития таможенной службы. 

    «У нас Таможенный кодекс, можно сказать, введен, а вот закон о таможенном администрировании будет вводиться позже, – напомнил он. – По федеральному закону какие-то вещи еще окончательно не решены, но официально диалог между властью и предпринимательским сообществом считается закрытым – осталось очень небольшое количество разногласий, которые вынесены в правительство. Правительство, скорее всего, примет решения, которые будут больше отвечать подходам государственных органов, и последний раунд обсуждения федерального закона предстоит в Госдуме».

    «Жалко, что сейчас в Госдуме нет специализированного комитета, который бы работал именно с таможенным законодательством, скорее всего, эти вопросы будут обсуждаться финансовым блоком, комитетом, который возглавляется Макаровым (прим. SeaNews: комитет Госдумы по бюджету и налогам, председатель – Андрей Макаров), но все равно есть возможности и в процессе обсуждения этого закона в Госдуме еще добиться каких-то улучшений для бизнеса и общего инвестиционного климата страны», – считает В.Сурвилло.

    По его мнению, учитывая программу, которую приняла Федеральная таможенная служба до 2020 года, многие дополнения будут соответствовать тому вектору, который выбрала ФТС при новом руководстве.

    Прежде всего, это автоматизация всех процессов таможенного администрирования. «Она будет выливаться в постепенное введение и, надеюсь, реальную реализацию программы как авторегистрации, так и автовыпуска, она будет фокусироваться на концепции Федеральной таможенной службы, согласно которой в стране будет действовать 20 центров электронного декларирования – то есть значительно меньше, чем существует сейчас, а в конечном итоге суть этого тренда в том, что, мы надеемся, когда-нибудь будет единый портал электронного декларирования, и это декларирование будет действительно электронным».

    Главный же принцип, подчеркнул В.Сурвилло, – это исключить личный контакт между предпринимательским сообществом и контролирующими органами и минимизировать, насколько это возможно, человеческий фактор.

    Что касается изменений в национальном законодательстве, то, отметил В.Сурвилло, Минфин, который курирует Федеральную таможенную службу, готов вносить изменения в законодательство уже после утверждения федерального закона. «Тем более, что сейчас стоит задача гармонизировать Таможенный кодекс и федеральный закон с огромным количеством подзаконных актов, которые зачастую портят жизнь, зачастую просто отстали, их более тысячи, и здесь будет большая законотворческая работа, включая и вопросы, связанные с административными правонарушениями, поскольку у нас есть обещание со стороны руководства ФТС, что 16 глава КОАП будет еще раз пересмотрена и будут подготовлены изменения в сторону более адекватного соотношения между наказаниями и административного правонарушениями».

    Говоря о работе в рамках АСИ по дорожной карте таможни, последние пункты предусмотрены на 2020 год, В.Сурвилло отметил: «Из всех дорожных карт, которые принимало Агентство стратегических инициатив, осталось незакрытыми четыре, в том числе «Таможенное администрирование». По двум из них – по таможенному администрированию и по строительству – ведется самая активная и энергичная работа, поскольку в рейтинге Всемирного банка, на который изначально ориентировалась дорожная карта, мы по-прежнему занимаем не очень хорошие места, несмотря на тот прыжок, который мы сделали по таможенному администрированию, все-таки мы в конце сотни, а хотелось бы выполнять задачу, поставленную президентом Российской Федерации. И если мы хотим войти в двадцатку по общему рейтингу бизнес-привлекательности России, то, конечно, прежде всего надо подтягивать строительство и таможню. И я думаю, что в связи с существованием этого рейтинга дорожная карта будет продолжать находиться под пристальным контролем, и все новые вопросы, возникающие в связи с различием подходов к таможенному администрированию, будут разбираться в рамках АСИ».

    В целом, по оценке В.Сурвилло, «За прошедшие пять лет, несмотря на возможные голоса скептиков, система таможенного администрирования сделала громадный шаг вперед, и ту ситуацию, которая была даже шесть лет назад, невозможно сравнить с тем, что есть сейчас. Другое дело, что человеческая память очень избирательна, и все хорошие моменты пропускает, а на всех проблемах фокусируется, и порой складывается впечатление, что ничего не изменилось, а, наоборот, стало хуже».

    «Другое дело, что, несмотря на то, что предприняты большие изменения и в законодательной сфере, и в правоприменительной практике, задач остается достаточно много, и к сожалению, большей частью все эти задачи, проблемы и вопросы связаны с морскими перевозками. Значительно меньше проблем и жалоб от предпринимательского сообщества имеется при автомобильных перевозках и авиаперевозках. Морские порты до сих пор остаются средоточием болезненных вопросов. Часть их решается, он часть – значительная – ждет своего решения. Мне кажется, это связано с тем, что сама морская логистика предполагает участие разных секторов предпринимательского сообщества, интересы которых иногда не совпадают. Поэтому, мое личное впечатление, иногда дело не в том, что власти что-то тормозят и сознательно портят жизнь предпринимателям, а в том, что предприниматели не могут договориться между собой, поскольку есть разная ориентация и фокусировка интересов, будь то со стороны линий, или операторов, или декларантов».


  • Leave a Reply

    Related content
    No publications found
  • Login
  • No Fields Found.