На современном этапе потенциал внутреннего водного транспорта используется далеко не в полной мере. Такое мнение высказал в своем выступлении на VIII конференции «Heavy Russia» заместитель начальника управления внутреннего водного транспорта Федерального агентства морского и речного транспорта Игорь Злобин. При этом, отметил он, стратегические преимущества внутреннего водного транспорта очевидны, в частности, низкая себестоимость перевозок массовых грузов.
Еще одним преимуществом внутреннего водного транспорта является возможность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы. В своем докладе И.Злобин этому потенциалу уделил особое внимание. Так, это высокий уровень эффективности, плюс низкие издержки на развитие и содержание инфраструктуры пути, а также возможность экономии затрат на складирование грузов, возможность осуществлять доставку в районы, недоступные для других видов транспорта.
Многие, отметил И. Злобин, ошибаются, думая, что крупногабаритные и тяжеловесные грузы можно перевозить только по глубокой воде. Это не так, подчеркнул он и привел несколько примеров. Так, вот уже на протяжении нескольких лет из Калуги по реке Ока с гарантированной глубиной всего 70 сантиметров в направлении Белого моря перевозятся неделимые грузы массой 900-1000 тонн.
Из Красноярска по Енисею и Ангаре при глубине всего 2 метра с 2008 года по 2011 год доставлялось негабаритное турбинное оборудование, трансформаторы до площадки строящейся Богучанской ГЭС. Еще ранее Енисейское пароходство перевозило тяжеловесное оборудование для Красноярской ГЭС. В 2012 году по Енисею через Красноярский судоподъемник доставлялись четыре рабочих колеса гидротурбин для Саяно-Шушенской ГЭС после аварии.
В период с 2017 года, рассказал И.Злобин, буквально чуть ли не с «завтрашней» навигации по 2022 год предусматривается по рекам Амур и Зея при глубине 1 метр 10 доставлять крупногабаритные неделимые лицензионные грузы для строительства Амурского газоперерабатывающего завода. И таких примеров, отметил он, очень много.
Говоря о перспективах развития внутреннего водного транспорта, И.Злобин напомнил о ряде основополагающих документов. Весной этого года правительство Российской Федерации утвердило стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 года. В августе этого года прошло заседание президиума Государственного совета по вопросу развития внутренних водных путей и внутреннего водного транспорта в целом. Впервые при Стратегии и большого доклада для Государственного совета было проведено комплексное исследование всех элементов внутреннего водного транспорта, включая инфраструктуру внутренних водных путей, флота, портов, судоремонтных предприятий. Были рассмотрены вопросы обеспечения безопасности судоходства. По результатам Госсовета президентом были даны конкретные поручения, напомнил И.Золбин.
Так, в целях ликвидации лимитирующих участков на Единой глубоководной системе Европейской части страны было дано поручение к 2020 году построить два низконапорных гидроузла. «Это на реке Волга, чуть выше Нижнего Новгорода, Нижегородский низконапорный гидроузел, и на реке Дон Багаевский низконапорный гидроузел. Два этих гидроузла позволят обеспечить полностью на всей протяженности глубоководной системы Европейской части России глубину 4 метра, независимо от водности года. Таким образом, ликвидируется лимитирующий участок на протяжении практически 4 тысяч километров», – подчеркнул И.Злобин.
Другим важным стратегическим проектом на перспективу является увеличение пропускной способности Волго-Донского водного пути. По сути, по словам И.Злобина, необходимо будет построить второй такой же аналогичный водный путь. Этот канал, отметил И.Злобин, имеет особое значение в создании эффективного водного сообщения между Азово-Черноморским бассейном и Каспием с учетом прогнозных оценок роста грузопотоков по каналу как внешнеторговых и транзитных грузов, в том числе и в направлении Крыма.
Еще одним важным аспектом, нашедшим отражение в поручениях президента, является обеспечение поэтапного перехода на полное нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений с 2018 года. Сейчас обеспеченность финансированием составляет 50%. Но правительством РФ принято решение по существенному увеличению финансирования содержания внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, и уже со следующего года финансирование увеличивается на 30% к существующему.
«Это серьезный такой шаг вперед, – отметил И.Злобин. – Это позволит начать реализовывать мероприятия, прежде всего, по повышению и улучшению качественных параметров судовых ходов, прежде всего, габаритов при проведении необходимого объема путевых работ, в первую очередь, углубительных, в целях увеличения провозной способности флота за счет полной его загрузки и снижения непроизводительных затрат. Кроме того, повысится и сама безопасность судоходства за счет необходимого содержания средств навигационной обстановки».
Также Стратегией и поручениями президента предусмотрены другие немаловажные для отрасли мероприятия в части совершенствования законодательства с целью максимального использования портовых и причальных сооружений. В частности, И.Злобин упомянул возможность повышения в период навигации стоимости перевозки навалочных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на направлениях, где перевозка таких грузов может осуществляться внутренним водным транспортом. Кроме того, предусмотрена долгосрочная государственная поддержка строительства в России гражданских судов.
Поручения президента и мероприятия Стратегии охватывают всю инфраструктуру внутреннего водного транспорта, развитие которой позволит повысить производственный потенциал отрасли, общей транспортной системы, что обеспечит повышение ее сбалансированности, отметил И.Злобин. Принятые и предусматриваемые меры также позволят полностью удовлетворить потребность в перевозках крупногабаритных и тяжеловесных грузов по внутренним водным путям.