Единый арктический оператор

Единый арктический оператор

  • Sorry, this entry is only available in Рус.

    Создание привлекательных условий для перевозки грузов по Северному морскому пути обсудили участники панельной сессии на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».
    Одно из направлений в развитии арктической зоны – это создание единого транспортно-логистического оператора, отметил, открывая сессию, первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин. «Сегодня в Арктике активно работает министерство обороны, – сказал он. – И роль единого оператора в Арктике играет ООО «Оборонлогистика», которое выступает координатором Первого арктического консорциума, решающего транспортные задачи в Арктике в интересах военного ведомства».

    Более подробно о создании и работе Первого арктического консорциума рассказал Антон Филатов, генеральный директор ООО «Оборонлогистика». «Разговоры о создании такого оператора шли два года, – отметил он. – Ведь даже внутри одного ведомства ключевым вопросом является обеспечение необходимого уровня координации. В марте 2016 года Коллегия Минобороны России поручила разработать концепцию транспортного обеспечения военного ведомства в Арктической и Курильской островной зонах. В результате 6 месяцев назад мы создали ООО «Оборонлогистика».

    Стоит отметить, что «Оборонлогистика» получила статус единственного исполнителя по госконтрактам министерства обороны, но намерена работать со всеми квалифицированными участниками рынка.

    «Оборонлогистика развивает свой флот сухогрузов, весной его введут в строй, – сообщил А.Филатов, пояснив, что речь идет о судах, ранее принадлежавших другому собственнику. – Далее мы рассматриваем вариант придания ему [оператору] более высокого, федерального, статуса». «Задача создания единого оператора в рамках одного ведомства была решена, – резюмировал он. – В настоящее время все этапы работ пройдены. Сейчас главная наша задача – создать эффективную систему координации транспортных услуг в Арктике, которые будут работать не только на министерство обороны, но и на другие ведомства».

    А.Филатов особо подчеркнул, что бюджетных средств на создание единого арктического оператора не потребовалось. На вопрос, будет ли оператор интересен коммерческим и частным структурам, он ответил, что каждая компания будет отвечать на этот вопрос с точки зрения стратегии своего бизнеса. Но не заметить преимущества, которые создаются в результате деятельности единого оператора, они не смогут. В частности, единый тариф может быть полезен как некий эталонный ориентир.

    Создавать отдельное юридическое лицо для такого оператора, по словам А.Филатова, было нецелесообразно. «И мы создали Первый арктический консорциум для создания единой транспортно-логистической системы в этой зоне, в составе ООО «Оборонлогистика», ОАО «Совфрахт» и компания «FESCO». Консорциум объединил уже активно работающие в Арктике предприятия и ведомство. Мы создали консорциум в формате соглашения. Каждое юридическое лицо остается самостоятельным». По информации А.Филатова, сейчас в него входит 97 судов суммарным дедвейтом более 1 млн тонн, а также инфраструктура 6 морских портов.

    Также он добавил, что результаты работы уже видны. Помимо того, что создана структура системы управления, разработан единый прейскурант транспортных услуг, который одобрила ФАС и в скором времени должно утвердить министерство обороны. «Это очень важный момент, – подчеркнул А.Филатов. – Нужно, чтобы было понятно, куда и по каким ценам мы везем грузы. Цены будут открыты и прозрачны для всех грузоотправителей».

    Также он рассказал о ближайших планах Первого арктического консорциума: «Совместно с Администрацией северного морского пути мы разработали функционал Центра управления морскими перевозками в Арктике. Он разворачивается в Архангельске. И совместно с Северным Арктическим федеральным университетом (САФУ) мы начинаем такой проект. Университет выделил для этого помещение и обеспечил возможность использовать оборудование своего космического центра мониторинга. «Оборонлогистика» совместно с Администрацией Севморпути определила функции этого центра и берет на себя совместно с участниками консорциума оснащение. Мы принимаем предложения коллег, чтобы насытить Центр полезным функционалом».

    Не секрет, что координация в условиях морских перевозок в Арктике необходима, вопросы даже между судовладельцами сейчас не очень просто решаются, добавил он. Часто случаются факты задержки судов, ожидания погрузки, плюс природные факторы не особо благоприятствуют развитию выгодной экономики в использовании Севморпути и всей арктической зоны. Есть еще и субъективные факторы.

    Отвечая на вопрос об объемах и структуре грузопотока, А.Филатов остановился на тех грузах, которые перевозит в Арктику непосредственно министерство обороны. «Не скажу, что объемы настолько колоссальны, чтобы загрузить работой всех желающих участников, – сказал он. – Но, тем не менее, у нас есть три составляющих: по линии строительства это порядка 400 тыс. тонн в год, есть грузы Северного завоза в интересах министерства обороны – около 250 тыс. тонн, и грузы общего военного назначения – около 50 тыс. тонн. То есть, суммарно только министерство обороны перевозит в год порядка 700 тыс. тонн. Мы надеемся, что, создав систему регулярного обеспечения деятельности министерства обороны, у нас всегда будут свободные провозные мощности, которые можно предложить и другим участникам этого рынка».

    Стоит отметить, что в рамках форума «Арктика» прошла презентация Первого арктического консорциума. «Арктика – сложный регион. Там сложно найти какую-то замену или запчасти для ремонта сломавшегося судна. Также в Арктике очень дорого приходится платить за ошибки. Одна из задач консорциума – гарантировать заказчику безусловное выполнение заказанных работ. В нашей практике, например, случалось, когда судовладельцы отказывались от рейса или бросали баржи, – отметил генеральный директор ОАО «Совфрахт» Дмитрий Пурим. – Поэтому Первый арктический консорциум займется построением комплексной модели развития полярной системы региона».


  • Leave a Reply

    Related content
    No publications found
  • Login
  • No Fields Found.