Что подразумевается под uber-моделью в сфере логистики, как онлайн-платформа сможет вжиться в систему перевозок и сможет ли она решить давние проблемы? На эти вопросы участникам семинара «Уберизация», проходившего в рамках выставки «ТрансБалтика», ответил генеральный директор компании «КаргоЧат» Дамир Рысаев. Он рассказал о том, как их компания внедряет облачный сервис для грузовладельцев, перевозчиков и экспедиторов – классической цепочки перевозки грузов.
«С какими проблемами сталкивается реальный сектор? Для грузовладельцев это постоянно меняющаяся цена у собственников транспорта, – говорит Д. Рысаев. – Всегда есть повышенные риски утраты груза. А риски всегда ложатся на экспедиторов, они возмещают грузовладельцам эти потери. Собственники транспорта не видят, через кого в итоге они могут «завладеть» грузом. Я уже не говорю о долгом документообороте. Все эти проблемы тянутся с советских времен и никак не решаются».
Сегодня, считает он, грузовладельцы не готовы самостоятельно искать транспорт. Мало кто из них готов создавать собственный логистический отдел, самостоятельно вести документоооборот. Все это они перекладывают на экспедитора. И сокращать сроки оплаты грузовладельцы тоже пока не собираются, потому что пока еще не создана такая экономическая среда. Остается еще звено посредников, что делает перевозку значительно дороже.
Uber-модель, которую сейчас пытаются внедрять в России, обеспечивает координацию деятельности независимых игроков рынка, оптимизирует взаимосвязь между ними, убирает лишнее звено в цепочке, считает Д. Рысаев. «Идеальная модель – когда грузовладелец размещает свои грузы через онлайн-платформы. Прямые экспедиторы никуда не деваются, собственники транспорта остаются. Такая система в этот момент может работать. Смею предположить, что наш рынок придет к этой модели уже через полгода. Ведь предпосылки к развитию и полноценному внедрению uber-модели есть: сейчас много сервисов предлагают контролировать машину в пути. Или электронный документооборот, мы все уже переходим на него». Будет онлайн-платформа гарантом того, что транспортники не понесут убытки, точного ответа он не дает, но предполагает, что у компаний, работающих на онлайн-платформе, должны быть комиссионные, в то время как сегодня работа uber-модели пока, в основном, предусматривает бесплатный сервис.
Как отмечает Д. Рысаев сейчас в облачном сервисе компании зарегистрированы 400 участников, порядка 50 из них – перевозчики. «Система только недавно вышла в свет, и мы еще в поисках своих клиентов», – в заключение сказал он.