Про чемоданы денег, санкции и дубайские банки

Про чемоданы денег, санкции и дубайские банки

  • Sorry, this entry is only available in Рус.

    Выступая на 4-й международной конференции «Практические аспекты. Опыт 2016», которую провела в Петербурге Юридическая фирма «Ремеди», Евгений Попов, фрахтовый менеджер ООО «Нитро Шиппинг» рассказал об особенностях каспийского фрахтового рынка и поделился некоторыми тонкостями работы в этом регионе. Маржинальная привлекательность торговых сделок, а также заявление Соединенных Штатов о частичном снятии санкций с Ирана привлекает на этот рынок новых игроков, для которых открылся рынок с населением немногим меньше, чем население России, такое своеобразное окно на Ближний Восток, отметил он. Однако после снятия санкций – якобы снятия, уточнил Е.Попов, по словам некоторых трейдеров, ушел премиальный заработок этого рынка, при этом все риски остались.

    Флот в этом регионе является одним из самых старых, его количество ограничено по причине удаленности от «большой воды», а искусственное регулирование импорта зерновых правительством Ирана приводит к тому, что фрахтовый рынок двигается лавинообразно. В течение года, по словам Е.Попова, может несколько раз возникать ситуация, когда ставки фрахта могут в течение недели существенно изменяться. Ввиду изолированности этого рынка в зимний период и полуизолированности в летний, планы, предполагающие поставки зерна объемом свыше 40 тыс. тонн ежемесячно выглядят, по оценке Е.Попова, сверхоптимистичными и, скорее всего, невыполнимы. В реальности, считает он, «матерая» компания, которая долгое время присутствует на рынке и располагает достаточным административным ресурсом и финансовой поддержкой, может поставлять около 30 тыс. тонн зерновых ежемесячно в зависимости от конъюнктуры фрахтового и торгового рынков.

    Отвечая на вопрос директора Юридической фирмы «Ремеди» Андрей Супруненко, преобладают ли сейчас на рынке перевозки на условиях CIF над FOB’овскими и начали ли российские трейдеры самостоятельно заниматься вопросами страхования и подбора флота, или здесь доминируют такие монстры как Glencore и Cargill, Е.Попов рассказал, что Glencore вышел на каспийский рынок в прошлом году через «Нитро Шиппинг», сделав несколько отправок из Актау на Иран, в этом году компания по Каспию пока не работает. Cargill на этом рынке также представлен. Однако с точки зрения соотношения перевозок на условиях CIF и FOB, по мнению Е.Попова, сейчас наблюдается общая тенденция перехода российских компаний на CIF’овский рынок.

    В ходе обсуждения рисков работы на Каспии возник вопрос, где хуже обманывают – в Иране или в Турции. Ответ был – в Иране. Одним из важных моментов, на который Е.Попов посоветовал обратить внимание при работе с Ираном, – отпуск грузов получателю. «Существует процедура выпуска так называемого delivery order’а. Когда судно приходит в Иран, фрахтователь хочет получить оплату товара до выгрузки, но иранские получатели часто настаивают на релизе груза без оплаты, якобы под гарантии агента и невыпуска delivery order’а. Выпуск delivery order’а – это прерогатива агента судна. Ряд агентов были замечены в том, что они отпускают груз без инструкции грузовладельца, что создает риск неполучения оплаты за товар. Чтобы избежать этого, можно не выгружать до получения оплаты. Но тогда возникает риск неоплаты демерреджа, который накопится к тому моменту, когда получатель оплатит стоимость товара». На предложение юристов отбирать агентов и заставлять их страховать свою ответственность Е.Попов возразил, что это не всегда возможно, поскольку в северных портах Ирана порядка 90% рынка контролируется одним агентом.

    Отвечая на вопрос, как обстоят дела в Иране с оплатой фрахта и предлагают ли там по-прежнему чемодан, Е.Попов подтвердил, что такое по-прежнему случается. Дубайским фрахтователям в Каспийском регионе работать легче, отметил он. Риск, который может возникнуть при работе через Дубай, связан с выбором банка – так, дубайские банки не работают с прибалтийскими.

    Возвращаясь к рискам, связанным с санкциями против Ирана, участники конференции задали вопрос, оказывает ли фрахтовый брокер помощь клиентам в проверке санкций, или это относится на ответственность судовладельца и грузовладельца. Как объяснил Е.Попов, технически брокер может это выполнить, но ответственность остается на клиенте.

    В целом, резюмировал он, Каспийское море и прилегающие внутренние водные пути РФ являются сложным регионом для осуществления торговой и фрахтовой деятельности, и фрахтовый брокер может помочь клиенту не только получить лучшую ставку фрахта, но и предупредить и минимизировать риски.


  • Leave a Reply

    Related content
    04.08.2016
    On week 31 the Azov freight market shows stable growing trends. According to the […]
  • Login
  • No Fields Found.