24 августа вступают в силу поправки, существенно упрощающие лицензионные требования и условия для пассажирских перевозок, перевозок опасных грузов, буксировки и грузовых операций с опасными грузами на морском и внутреннем водном транспорте, сообщили SeaNews в пресс-службе Минтранса. Поправки внесены вступающим в силу 24 августа 2016 года постановлением Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 778 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 193», которое приводит в соответствие действующему законодательству требования к соискателям лицензий на морском и внутреннем водном транспорте.
Должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, теперь является тем же лицом, что и предусмотрено в соответствие с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) в системе управления безопасной эксплуатацией судов. Для морского транспорта такое лицо является назначенным лицом в соответствии с Международным кодексом Управления безопасностью (МКУБ).
Поправками уточняется, что требования технических регламентов являются предметом проверки при лицензировании, только если технические регламенты применимы к лицензируемым объектам (в частности, техрегламенты не применяются к объектам, выпущенным в обращение на территории Российский Федерации до вступления в силу соответствующего технического регламента).
В соответствии с изменениями Кодекса торгового мореплавания (КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта уточнен перечень судовых и иных документов, которые требуются от лицензиата, а также введены требования о предоставлении документов о страховании (или ином финансовом обеспечении) гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью челнов экипажей судов и пассажиров (где применимо).
Существенные упрощения введены для маломерных судов, используемых во всех лицензируемым видах деятельности. Теперь для получения лицензии при использовании маломерного судна достаточно предъявить в лицензирующий орган, кроме документов, предусмотренных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, заявление, судовой билет (в котором указываются виды деятельности маломерного судна), документы о страховании (или ином финансовом обеспечении) гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью челнов экипажей судов и пассажиров (для перевозки пассажиров), документы судоводителей маломерных судов для членов экипажей, допущенных к управлению маломерным судном.
Поскольку маломерное судно используется в коммерческих целях, оно должно быть зарегистрировано либо у капитана морского порта, либо в администрации бассейна внутренних водных путей. Лицензии в отношении маломерных судов, зарегистрированных в ГИМС МЧС России, выданы быть не могут.
Положением о лицензировании предусмотрено, что для каждого судна внутреннего водного плавания необходимо наличие судового плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного статьей 39 КВВТ. Вместе с тем, приказом Минтранса России от 18.03.2014 № 72 «Об утверждении Порядка разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядка выполнения этого плана» (зарегистрирован в Минюсте России 09.06.2014 № 32617) установлено, что требование о наличии плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью не применяется к маломерным судам. Таким образом, в отношении маломерного судна не требуется в целях лицензирования предоставление плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя лицензии.
Положением о лицензировании не предусматривается посещение с целью проверки заявленного для лицензирования судна инспекторами лицензирующего органа. Лицензионная проверка может быть проведена в виде документарной проверки.