Новое исследование, выполненное по заказу Еврокомиссии, предлагает ввести в портах ЕС «утилизационный сбор» с судов. Судовладельцы против.
Идея авторов предложения – DNV-GL, Университета Эразма Роттердамского и Ecorys – заключается в том, чтобы допускать в порты ЕС суда, независимо от флага, только при наличии специальной лицензии на утилизацию. Лицензионные сборы, выплачиваемые в процессе эксплуатации судна, будут аккумулироваться в специальном фонде. Когда подойдет срок утилизации судна, эти средства будут перечисляться последнему судовладельцу при условии, что утилизировать судно будут на одном из предприятий, получивших одобрение ЕС.
Сейчас требование утилизировать суда только на верфях, одобренных ЕС, действует в отношении судов, работающих под флагами стран-членов Евросоюза. Проблема заключается в том, что судовладельцы могут обойти закон, переведя судно перед списанием под удобный флаг, и отправить его на утилизацию на субстандартные разделочные верфи в Южной Азии. Новая схема такие лазейки перекрывает.
Международная палата судоходства и Ассоциация судовладельцев Евросоюза выступили против предложенной схемы. По их мнению, это создаст серьезные проблемы в отношениях с торговыми партнерами ЕС, включая Китай, Индию, Японию и США. В целом они охарактеризовали идею как «чрезмерно сложную, совершено непрактичную и труднореализуемую», отметив, что создание утилизационного фонда станет «публичным оскорблением международному сообществу, принявшему Гонконгскую конвенцию о безопасной и экологически рациональной утилизации судов».
«Такие односторонние драконовские меры, особенно в отношении судов под флагами стран – не членов ЕС, наверняка будут восприняты торговыми партнерами ЕС как вмешательство антиконкурентного характера в международное судоходство. Существует реальная опасность, что другие государства примут ответные меры», – заявил генеральный секретарь Международной палаты судоходства Питер Хинчклифф.
Международная палата судоходства и Ассоциация судовладельцев Евросоюза считают, что ЕС следует работать над тем, чтобы члены Евросоюза ратифицировали Гонконгскую конвенцию, и помогать разделочным верфям в Азии пройти сертификацию по стандартам IMO. «Нужно дать этим предприятиям шанс попасть в список одобренных ЕС верфей».