Как рассказали SeaNews участники рынка, на данный момент ситуация с турецкими грузами прояснилась. «Правительство опубликовало список, что можно, а что нельзя возить из Турции. С ограничениями по экспорту груза в Турцию экспортеры пока не сталкиваются. Ограничения на импорт вступили в силу с 1 января 2016. При импорте остальных грузов, не попавших в санкционные списки, но которые подпадают под определение (груз, для которого Турция является страной происхождения, страной производства или страной заключения торговой сделки (страной продажи), ведется тщательная таможенная проверка. То есть грузы отправляются таможней на досмотр, на просвечивание через рентген».
По оценкам участников рынка, эти процедуры удорожают импорт турецких грузов на 400-500 долларов только на границе. В итоге, прогнозируют они, импорт даже разрешенных турецких грузов значительно сократится из-за скачка себестоимости. «Помимо повышения себестоимости груза на стоимость услуг терминалов, оказываемых при выставлении контейнеров на досмотр/рентген, идет еще и длительная задержка грузов в порту из-за больших очередей на досмотры (возможности порта и таможни при досмотре довольно-таки ограничены). На днях из порта выехал груз, пришедший в конце ноября, накануне событий с российским бомбардировщиком. То есть, помимо таможенных процедур, клиент оплатит еще громадные счета за демередж и за хранение груза».
Из-за очередей на досмотры страдают и грузы из других стран, отмечают собеседники SeaNews, – они тоже простаивают в порту в общей очереди на досмотр. Сейчас, по их словам, ситуация немного улучшилась, но пока последствия еще ощущаются.