Дискуссия о транзите в Риге

Дискуссия о транзите в Риге

  • Sorry, this entry is only available in Рус.

    На встрече министров транспорта ASEM в Риге завершилась панельная сессия, посвященная управлению евроазиатскими цепочками поставок. Основной темой были перевозки между Европой и Китаем, однако затрагивали участники и проблемы перевозок Север – Юг.

    Чэн Чжонвэй, генеральный директор Логистического центра Чэнду, рассказал о контейнерных поездах на Европу и сообщил, что до конца года планируется сделать отправки из Чэнду в Европу и в обратном направлении ежедневными.

    Первый вице-президент РЖД Вадим Морозов и первый вице-президент ОТЛК Ерхарт Искалиев назвали одну цифру – 1 млн TEU, во столько оценивается транзитный потенциал между Азией и Европой по территории России и Казахстана.

    На вопрос, хватит ли мощностей, Санжар Елюбаев, президент КТЖ Экспресс, привел две цифры – 20 млн тонн в Достыке и 20 млн в Хоргосе – открытие этой свободной экономической зоны намечено в июне этого года, в результате часть грузопотоков переориентируется с Достыка туда. В данный момент объемы перевозок между Россией и Европой падают, поэтому подвижного состава хватит, считает Фолькер Шмитц, Head of Supply Chain Operations EMEA Hewlett Packard. «Мы перевозим более 3 млн 217 тыс. контейнеров в год, и один миллион потенциала, о котором мы говорим, будет доставлен», – пообещал В.Морозов.

    Проблема, отметил Е.Искалиев – обратная загрузка контейнерных поездов, дисбаланс экспортно-импортных грузопотоков характерен не только для морских перевозок, но и для железной дороги – из Европы в Китай идет на 40% меньше грузов, чем из Китая в Европу. В качестве решения он предложил подключать попутные обратные логистические цепочки, как международные, так и внутренние.

    Другая проблема – сквозная ставка на маршруте, которую пока не удается установить. По словам Чэна Чжонвэя, китайское правительство снизило тарифы на экспортно-импортные контейнерные перевозки из Китая в Европу и из Европы в Китай. Е.Искалиев возразил, что китайская сторона держит достаточно высокий уровень ставок, в то время как Россия, Казахстан и Белоруссия предлагают привлекательные условия. «В первую очередь должна работать экономика, потом все остальные вещи».

    Райнхард Бамбергер, член Совета директоров Rail Cargo Austria, напомнил о других проблемах, стоящих на пути евроазиатского транзита, в том числе геополитических. Во-первых – конкуренция со стороны портов, в частности, на Адриатике, доставка через которые сокращает время транзита из Азии на Европу. Второе – ситуация на Украине, которая географически является самым логичным звеном между востоком и западом, и которое, однако, не представляется возможным использовать. В то же время, отметил он, спрос на перевозки на китайском направлении растет.

    Президент администрации порта Венеция Паоло Коста, говоря о роли средиземноморских портов в евроазиатском транзите, высказал мнение, что в долгосрочной перспективе эти объемы будут расти, соответственно, будут расширяться транспортные связи между Средиземноморьем и Северной Европой. На это Хенк ван Дирен, CEO Samskip Van Dieren Multimodal возразил, что железнодорожная инфраструктура для этого недостаточно развита, и чтобы привести ее в соответствие с ожидаемыми объемами, потребуется не один год, а автомобильные дороги и так забиты. Представитель Containerships в свою очередь напомнил о морских сервисах, которые есть у линии на черноморском направлении. «Груз найдет дорогу», – сказал он.

    Вопросы конкуренции и сотрудничества были одними из ключевых в ходе дискуссии. Ханс-Георг Вернер, член правления DB Schenker, отвечающий за регион Восток, предложил РЖД унифицировать систему и перейти на стандарты, прописанные в конвенции о международных железнодорожных перевозках (COTIF). Учитывая, что объемы жд перевозок на евроазиатском направлении не так велики («все наши контейнеры можно погрузить на два-три судна»), «нужно сесть в одну лодку и вместе грести», считает он.

    По мнению Е.Искалиева, сегодня не должно быть конкуренция между странами, маршрутами или видами транспорта, должна быть конкуренция логистических продуктов.

    Айнарс Шлесерс, в свое время возглавлявший министерство сообщений Латвии, подчеркнул, что если Россия не будет партнером и частью коридора, будут проблемы. На это участники дискуссии ответили, что Россия и так является частью коридора и равноправным участником процесса.


  • Leave a Reply

    Related content
    No publications found
  • Login
  • No Fields Found.