По данным базы данных «Мировой флот» (Fleetinfo.ru), в 2023 году российские верфи сдали в эксплуатацию 57 судов, из них 26 были построены на верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), и 31 – на предприятиях, не входящих в ОСК. Уточним, что в итоговый обзор не включены маломерные (длиной меньше 20 м) и малотоннажные (менее 100 тонн), а также несамоходные суда (плавучие мосты и понтоны). Основной акцент – на принадлежность (или непринадлежность) судов к ОСК, их типы, а также на распределение новостроев по федеральным округам.
По данным Fleetinfo.ru, больше всего судов в 2023 году было построено в Приволжском федеральном округе – 19 ед., в том числе 3 вспомогательных, одно пассажирское, 6 пассажирских на подводных крыльях и 9 сухогрузных судов.
На втором месте судостроительные предприятия Северо-Западного федерального округа, которые передали заказчикам в общей сложности 15 судов. Это 7 пассажирских, 6 промысловых, а также одно сухогрузное судно и один буксир.
Корабелы Южного федерального округа построили 10 судов. В эксплуатацию были сданы 1 вспомогательное, 1 пассажирское, 3 наливных судна, 3 буксира, один земснаряд и одно аварийно-спасательное судно.
Верфи Дальневосточного федерального округа в 2023 году закончили строительство и сдали в эксплуатацию 8 значимых судов – 4 промысловых, одно вспомогательное, 2 наливных и одно грузопассажирское судно.
В Сибирском федеральном округе судостроители передали заказчикам всего 3 судна. Все они вспомогательные.
В Уральском и Центральном федеральных округах верфи построили по одному судну – это буксиры.
На предприятиях в составе ОСК в 2023 году было построено в числе прочего 7 промысловых судов. Из них два – рыболовные траулеры проекта СТ-192 «Механик Маслак» и «Механик Сизов» – построили по заказу «Русской рыбопромышленной компании» «Адмиралтейские верфи».
АО «Хабаровский судостроительный завод» сдал два краболова проекта 03141 «Омолон» и «Кедон». Суда построены в интересах ООО «Маг-Интернешнл».
«Выборгский судостроительный завод» передал заказчикам – компании «Атлантрыбфлот» и АО «Архангельский траловый флот» – два морозильных траулера проекта КМТ01 проекта и КМТ02.1 соответственно – «Белое море» и «Дмитрий Кожарский».
Еще одно промысловое судно – яруслов «Гандвик-1» – сдала в эксплуатацию «Северная верфь».
Также флот пополнили 2 вспомогательных судна, построенных на предприятиях ОСК. Первое – спасательный катер-бонопостановщик проекта А40-2Б-Ф – построен «Судостроительным заводом «Море». Заказчик – ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта». Второе судно присоединилось к дноуглубительному флоту страны. Это самоходный земснаряд с роторными и фрезерными рыхлителями «Лотос-1», построенный на одноименном предприятии – АО «Судостроительный завод «Лотос».
К пассажирскому флоту, по данным Fleetinfo.ru, присоединились 3 судна – колесный теплоход «Золотое кольцо» и два скоростных пассажирских катамарана проекта 04580 «Котлин» и «Форт Пётр I». Их построили АО «Судостроительный завод «Лотос» и АО «Средне-Невский судостроительный завод» соответственно.
ПАО «Завод «Красное Сормово» построило и передало ГТЛК 9 сухогрузов проекта RSD59. Еще одно подобное судно по заказу ГТЛК и ООО «Пола Райз» было построено на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе».
Две астраханские верфи ОСК построили три танкера-химовоза. АО «Астраханское судостроительное производственное объединение» сдало в эксплуатацию два судна проекта 00216М. Одно из них «Сергей Львов». На производственной площадке «Лотоса» построен танкер-химовоз «Волготранс-2501». Заказчик всех трех судов – АО «Машпромлизинг», лизингополучатель – ООО «Волготранс».
Завершает список судов, построенных предприятиями ОСК, грузопассажирский паром проекта CNF11CPD «Александр Деев». Его построили амурские корабелы для работы на линии Ванино –Холмск.
Со стапелей предприятий, не входящих ОСК, в 2023 году сошел 31 новострой.
Промысловый флот России пополнился 3 судами. Два из них – краболовы «Хабаровск» и «Шантар» – построены по заказу «Сигма Марин Технолоджи» (ООО «Дальневосточное побережье»). Еще одно – «Капитан Александров» построила АО «Восточная верфь» в интересах дальневосточной крабопромысловой компании «Русский Краб».
В 2023 году было построено и передано заказчикам 12 вспомогательных судов:
- 4 буксира (производства ЗАО «Тюменьсудокомплект», ООО «Череповецкий судостроительный завод», ОАО «Порт Коломна», АО «Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод»;
- 4 обстановочных судна (один построила судостроительная компания «Благоверфь» и три – «Жигаловская ремонтно-эксплуатационная база для ООО «МТ-Групп»);
- 3 промерных судна (Самарский судостроительный и судоремонтный завод ЗАО «Нефтефлот»);
- одно многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 4 МВт (оно получило название «Спасатель Ильин».
К пассажирскому флоту в прошлом году присоединились 6 скоростных судов на подводных крыльях (5 построило АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» и одно – АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева»), а также 4 электросудна ECOBUS, построенные верфью «Эмпериум» (ООО «НПК Морсвязьавтоматика») для ОАО «Пассажирский порт». Линейку ECOBUS пополнил один пассажирский электрокатамаран «ЭкоходЪ 2», также построенный «Эмпериум». Кроме того, к пассажирскому флоту страны добавилось еще одно судно проекта А 217-1, построенное АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького».
В 2023 году судостроительные предприятия, не входящие в ОСК, передали заказчикам 2 наливных судна. Это два нефтеналивных танкера типа Aframax – «Академик Губкин» и «Восточный проспект». Они построены на Дальнем Востоке на СКК «Звезда» по заказу АО «Роснефтефлот» и ПАО «Совкомфлот» соответственно.
«Общая стоимость построенных судов по контрактам оценочно составляет 80 млрд рублей. Наиболее результативными верфями в структуре ОСК стали ПАО «Завод «Красное Сормово» и АО «Судостроительный завод «Лотос». Среди успешных предприятий, не входящих в крупнейший в стране судостроительный холдинг, – АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» и верфь «Эмпериум» (ООО «НПК Морсвязьавтоматика»), а также ЗАО «Нефтефлот». Географически судостроение России тяготеет к Приволжскому и Северо-Западному федеральным округам, что объясняется наличием наиболее подготовленных кадров и мощных судостроительных предприятий. Чаще всего судостроители передавали заказчикам сухогрузное суда типа «река-море» и промысловый флот. Пятьдесят семь перечисленных в нашем обзоре судов представляют собой флот наиболее сложный как с технической точки зрения, так и наиболее необычный по своему исполнению, как например, электросуда», – прокомментировали в БД «Мировой флот», предоставившей статистические данные для подготовки обзора.
Фото: СКК “Звезда”