Завершена навигация-2023 в Азово-Донском бассейне внутренних водных путей – самом южном речном бассейне, традиционно закрывающем судоходный сезон на внутренних водных путях России, сообщает пресс-служба Росморречфлота.
20 декабря уложена плотина Кочетовского гидроузла и сняты плавучие средства навигационного оборудования. Судоходные гидротехнические сооружения переведены в межнавигационный период работы 2023-2024 годов.
Общий объем перевозок грузов в границах ответственности ФБУ «Азово – Донская бассейновая администрация» составил свыше 6 млн. тонн, что на 1,5 % больше, чем в навигацию 2022 года.
В Росморречфлоте отмечают, что незначительно изменилась структура грузооборота, увеличилась доля сухих грузов до 63,0 % (3,8 млн. тонн), соответственно доля нефтепродуктов уменьшилась и составляет 37,0 % (2,2 млн. тонн). Основными грузами являются: пшеница – 2 млн. 244 тыс. тонн (37,6 % от общего объема), мазут – 887 тыс. тонн (14,8 %), судовое топливо – 585 тыс. тонн (9,8 %).
Грузооборот в транзитном направлении составляет 4 млн. 594 тыс. тонн (94,5 % к показателю прошлого года), грузопотоки пристаней Дона – 1 млн. 422 тыс. тонн (133,0 %).
Общее количество судозаходов в границы ответственности учреждения – 4 191 ед. судов и составов, это составляет 101,7 % по сравнению с прошлым годом (4122 ед.). Судопоток транзитного флота составил 2 650 ед. (93,9 % по сравнению с 2022 годом).
За навигацию 2023 года в границах Азово-Донского бассейна перевезено 25,8 тыс. пассажиров или 67 % к прошлому году (из них: 14,2 тыс. пасс. – по экскурсионно-прогулочным маршрутам, 11,6 тыс. пасс. – по туристским маршрутам). В навигацию 2022 года было перевезено 38,4 тыс. пасс.
Уменьшение пассажиропотока в основном связано с сокращением в пределах бассейна экскурсионно-прогулочных перевозок практически вдвое (56,0 % к 2022 году).
За период навигации через Азово-Донской бассейн проследовало 29 ед. судов под иностранным флагом (12 ед. грузового флота, 17 ед. спортивно-парусных и прогулочных судов).
С учетом поступивших обращений от судоходных компаний по пропуску груженного флота, благоприятных гидрометеорологических условий и по согласованию с Росморречфлотом Администрация открыла навигацию 2023 года на 5 суток ранее установленных государственным заданием сроков (1 апреля) и завершила пропуск флота после замыкающего судна на 11 суток позже уточненного планового срока (9 декабря).
Фактические сроки действия судоходной обстановки и работы Кочетовского гидроузла на магистральном пути составили 266 суток.
Общая протяженность водных путей с гарантированными габаритами судового хода в навигацию 2023 года составила – 318,3 км.
В отличие от предыдущих трех навигаций, навигация 2023 года была полноводной. В течение всей навигации ограничения по осадке судов не вводились.
С целью поддержания гарантированных габаритов на транзитном участке пути, для выполнения дноуглубительных работ было привлечено три земснаряда администрации. Объём извлеченного грунта на транзите составил 805,9 тыс. куб. м, при этом был разработан 21 участок водного пути.
В зоне ответственности Азово-Донской бассейновой администрации – участок реки Дон протяженностью 245,3 км от устья 132-го канала (г. Волгодонск) до г. Аксая, который используется для регулярного судоходства и входит в состав Единой глубоководной системы европейской части России.
Общая протяженность водных путей составляет 691,3 км.
Основные внутренние водные пути:
- р. Дон, протяженностью – 245,3 км;
- р. Северский Донец – 206 км;
- р. Маныч – 179 км;
- подходной канал к Усть-Донецкому порту – 2 км;
- причалы общего пользования – 59 км.
Фото: Росморречфлот