С 31 мая по 9 июня в штаб-квартире Международной морской организации (IMO) в Лондоне прошла 107-я сессия Комитета по безопасности на море, в которой приняла участие делегация Российской Федерации.
Как сообщает пресс-служба Минтранса, основным вопросом обсуждения стала разработка Международного кодекса для морских автономных надводных судов (МАНС) – нового инструмента ИМО, который планируется ввести в действие с 2025 года в качестве рекомендательного, а с 2028 года сделать его обязательным.
Комитет продолжил разработку целей и функциональных требований разделов будущего кодекса, обсудил и уточнил терминологию и область распространения (грузовые суда, на которые распространяется Конвенция СОЛАС). Работа над проектом кодекса для МАНС продолжится в межсессионный период.
Учитывая большой объем работ и вовлечение нескольких рабочих органов ИМО в тематику МАНС, комитет принял решение сдвинуть временные рамки разработки поправок к СОЛАС и положений кодекса, необходимых для придания ему обязательного характера. При этом принятое решение не повлияет на ожидаемый срок вступления в силу кодекса.
Российская Федерация представила два документа – информацию о статусе работ в Российской Федерации по тематике автономного судоходства и совместные с ОАЭ предложения по учету эксплуатации МАНС в проводимом в настоящее время комплексном пересмотре Конвенции и Кодекса ПДНВ.
Кроме того, делегация Российской Федерации выступила с презентацией о разработанном тренажере по подготовке специалистов по МАНС и проведенной с его помощью подготовке членов экипажей паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». На презентации присутствовало более 100 делегатов государств и международных организаций.
Принят большой пакета поправок к обязательным инструментам IMO. Наиболее значимыми являются поправки к главе XIV Конвенции СОЛАС и Полярному кодексу с требованиями по безопасности мореплавания и планированию рейсов для некоторых категорий судов, эксплуатирующихся в полярных водах, на которые ранее не распространялись требования СОЛАС и Полярного кодекса.
Также приняты поправки к главам II-1, II-2 и V Конвенции СОЛАС и связанным Кодексам ИМО с требованиями к грузоподъемным устройствам и якорным лебедкам, вентиляции полностью закрытых спасательных шлюпок, оборудованию контейнеровозов и навалочных судов электронными кренометрами и др.
Приняты поправки к главе 1 Приложения к Конвенции ПДНВ, разработанные по инициативе и при координации Российской Федерации, которые облегчат использование электронных дипломов и документов членов экипажей судов.
По итогам сессии были одобрены несколько рекомендательных документов IMO, которые призваны содействовать единообразному и эффективному осуществлению существующих и принятых на этой сессии требований инструментов IMO.
Один из таких рекомендательных документов – Руководство IMO по использованию электронных дипломов и документов моряков, которое предназначено для содействия государствам в осуществлении процедур дипломирования моряков в электронном виде.
Другой важный документ – Временное руководство по безопасности судов, использующих сжиженный углеводородный газ в качестве топлива. Он подготовлен в рамках комплексной работы IMO по созданию международно-правовых рамок для использования альтернативных видов топлива с целью сокращения выбросов парниковых газов в международном судоходстве.
Продолжая работу по тематике повышения безопасности судна и экипажа в связи с использованием различных видов топлива, комитет доработал и одобрил пересмотренное рекомендательное руководство по отбору проб с целью проверки соответствия топлива применимым требованиям Конвенций МАРПОЛ и СОЛАС в отношении характеристик топлива, включая температуру вспышки. Руководство призвано унифицировать процедуры отбора проб и оформляемую документацию.
Завершено рассмотрение результатов очередной проверки правил признанных морскими администрациями организаций (классификационных обществ) на соответствие Целевым стандартам IMO постройки нефтеналивных и навалочных судов. Было согласовано устранение выявленных замечаний и подтверждено соответствие Целевым стандартам правил всех признанных организаций, включая Российский морской регистр судоходства, что позволит продолжать предоставлять услуги по техническому наблюдению за проектированием, постройкой и эксплуатацией нефтеналивных и навалочных судов длиной 150 м и более.